index

 

 

 1 курс

лекция 1

Физическая культура как общественное явление

(4 часа)

 

Введение в содержание курса. Физическая культура в вузе как дисциплина учебного плана подготовки специалистов. Учебный процесс физкультурного воспитания в вузе. Программа курса. Цель, задачи и формы организации занятий. Содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях. Зачетные требования и обязанности студента. Цель, задачи и содержание работы спортивного клуба

 

В высшем учебном заведении физическая культура является самостоятельной дисциплиной, обеспечивающей наравне с другими успешное решение задач формирования общей и профессиональной культуры современного высококвалифицированного специалиста.

В учебной программе по физической культуре предусмотрено:

усиление образовательного аспекта в содержании учебного материала, нацеленного на формирование мотивации студентов к здоровому образу жизни с использованием средств физической культуры;

объективная оценка и учет индивидуальных возможностей студентов;

использование в учебном процессе технических средств и тренажерных устройств;

повышение роли самостоятельных занятий студентов физическими упражнениями во внеучебное время.

Основными показателями физкультурной образованности студента являются:

практическое поддержание студентом в норме своего физического состояния;

уровень знаний о функционировании систем организма в условиях физических нагрузок, владение методами физической самоподготовки, контроля и самоконтроля.

Содержание учебного материала программы по физической культуре включает в себя теоретический, практический и методический разделы.

Распределение учебных часов следующее:

 

лекции

методические

практические

всего

I

6

12

120

140

II

6

14

120

140

III

2

18

120

140

IV

2

12

120

140

 

Преподавание теоретического раздела имеет целью дать базовые знания и сформировать установку на физическое самосовершенствование студентов не только в период обучения в вузе, но и на протяжении всей жизни.

На современном этапе имеется необходимость ознакомить студентов с результатами влияния на организм человека гипокинезии, эмоционального стресса. Теоретические аспекты этих явлений планируется изучить на первых годах обучения, чтобы в дальнейшем иметь достаточный уровень знаний, позволяющий осознанно решать практические задачи физического совершенствования студентов.

Практический раздел рассматривается как основной, решает задачи оздоровления и формирования физических кондиций студентов в период их обучения. Его освоение обеспечивает повышение уровня физического здоровья, физической подготовленности, что способствует качественному выполнению зачетных нормативов.

Методический раздел содержит материал для закрепления студентами знаний, умений и навыков самостоятельного использования физических упражнений в повседневной жизни.

Программа нацеливает коллективы кафедр физической культуры вузов на решение задач повышения уровня физкультурной образованности студентов.

Цель и основные задачи

Целью преподавания предмета «Физическая культура» в высших учебных заведениях является формирование физической культуры как неотъемлемой части профессионально-личностного развития специалиста с учетом требований профессиональной и общественной деятельности.

Физическая культура в вузах предусматривает решение следующих задач:

укрепление здоровья студентов средствами физической культуры, формирование потребностей поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности и самоорганизации здорового образа жизни (ЗОЖ);

повышение уровня физической подготовленности студентов для успешной учебы и более глубокого усвоения профессиональных знаний, умений, навыков;

создание условий для полной реализации студентами своих творческих способностей, нравственного, эстетического и духовного развития студентов в ходе учебного процесса.

Главными условиями при проведении практических занятий по физической культуре являются:

регулярный контроль и самоконтроль за самочувствием занимающихся;

оптимальный объем и интенсивность физических нагрузок;

положительный эмоциональный фон и комфортность для занимающихся;

соблюдение гигиенических требований и правил техники безопасности.

Планирование, учет и контроль учебных занятий

Основной формой преподавания физической культуры в вузе являются учебные занятия на всех курсах, за исключением выпускного.

Работа кафедр физической культуры планируется на основе базовой учебной программы и включает в себя:

план работы кафедры на учебный год;

рабочую учебную программу на весь период обучения;

учебный план на год;

конспект на отдельное занятие;

учебный журнал преподавателя.

Рабочие программы составляются для всех студентов по учебным отделениям.

Учет и контроль освоения учебного материала осуществляется посредством оценки:

уровня физкультурной образованности студентов (теоретический курс)

уровня физической подготовленности (практический курс)

систематичности занятий физическими упражнениями

уровня профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) (методический курс)

Формы занятий

Преподавание предмета «Физическая культура» осуществляется в следующих формах:

Учебные занятия:

лекции, практические, методические занятия;

консультации;

индивидуальные практические занятия.

Внеучебные занятия:

физические упражнения в режиме дня (зарядка, гимнастика, оздоровительное плавание, ходьба, бег, катание на коньках)

занятия в спортивных секциях, туристских клубах, оздоровительные, атлетические группы на платной основе.

Внеучебные занятия обеспечивают поддержание студентами высокого уровня физической работоспособности и способствуют выполнению требований программы.

Руководство, контроль и консультирование всех форм занятий осуществляются профессорско-преподавательским составом кафедр физической культуры.

 

Распределение студентов по учебным отделениям

Учебные отделения организуются в начале учебного года на основании состояния здоровья, физического развития и спортивной квалификации.

По результатам медицинского осмотра и определения уровня физического здоровья студенты распределяются на основную, подготовительную и специальную медицинскую группу и группу лечебной физической культуры (ЛФК), в которую направляются студенты при стойких нарушениях в состоянии здоровья. Занятия в этой группе проводятся в медицинских учреждениях.

Работа проводится в 4-х отделениях: основном, подготовительном, специальном, спортивного совершенствования.

Основное – для студентов основной медицинской группы с высоким и средним уровнем физического развития и физической подготовленности. Оптимальная численность отделения 16-20 человек.

Подготовительное – для студентов основной медицинской группы с низким и средним уровнем физического развития и физической подготовленности и имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья.

Специальное – для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья и ограничения в занятиях физическими упражнениями.

Учебные группы специального отделения комплектуются с учетом пола, характера заболевания, функционального состояния и физической подготовленности студентов.

Оптимальная численность этого отделения 8-12 человек. Для организации физического воспитания студентов специальной медицинской группы на основе диагностики заболеваний и в зависимости от реакции организма на физические нагрузки целесообразно разделить ее на 3 подгруппы: А, Б и В.

В подгруппу А входят занимающиеся, для которых физическая нагрузка обусловлена состоянием сердечно-сосудистой системы (вегососудистая дистония, гипертоническая болезнь, ревматизм), патология органов зрения, хронические заболевания верхних дыхательных путей, хронический пиелонефрит, бронхиальная астма.

При этих заболеваниях используют физические нагрузки, направленные на развитие общей выносливости. Основными средствами являются ходьба, бег, плавание, упражнения на тренажерах, упражнения на развитие равновесия, дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять контрольные нормативы: прыжок в длину с места и поднимание туловища.

В подгруппу Б входят занимающиеся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), органов малого таза (гастрит, язва, колит, операции на органах брюшной полости, грыжа, аппендицит), а также с эндокринными заболеваниями (гипертиреоз, диабет, ожирение).

При этих заболеваниях можно выполнять упражнения для улучшения осанки, укрепления мышц брюшного пресса, дыхательные упражнения.

Не следует делать наклоны туловища, подтягиваться на перекладине, прыгать в длину с места.

В подгруппу В входят студенты с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие, травмы черепа).

При этих заболеваниях нагрузку подбирают строго индивидуально.

Отделение спортивного совершенствования – для студентов основной медицинской группы, имеющих спортивные разряды и желание заниматься тем или иным видом спорта.

Общие положения о зачетных требованиях

Студенты в течение каждого семестра сдают зачет по физической культуре по двум разделам учебной программы: физической подготовке и теории (собеседование).

Зачетные требования определяются на основании контрольных тестов и утверждаются заведующим кафедрой физической культуры.

Зачет для студентов специальной медицинской группы содержит набор контрольных тестов и требований разной степени сложности.

В каждом семестре рекомендуется выполнение программных тестов.

Студенты, пропустившие более 50% учебных занятий, к сдаче зачета допускаются только после отработки занятий по общей физической подготовке (ОФП). В случае пропуска занятия по уважительной причине студенты могут быть освобождены от выполнения отдельных тестов.

Оценка физической подготовленности студентов производится в соответствии с нормативами государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь.

Важной психологической особенностью человека молодого возраста является его уверенность в благополучии своего здоровья, ощущение огромного запаса сил и выносливости. Необходимо понимание того важного факта, что накопленный в первые два с половиной десятилетия жизни физический потенциал необходимо постоянно поддерживать, и что те болезни и патологические состояния, которые наблюдаются у людей пожилого возраста, как правило, являются закономерным результатом бездумной траты здоровья в молодости, безответственного отношения к поддержанию своего физического потенциала на достаточно высоком уровне.

В молодости возможности физического совершенствования, в том числе и достижение рекордных результатов, кажутся беспредельными и общедоступными. На самом деле цена за адаптацию к новому, повышенному уровню физических нагрузок возрастает для организма человека с каждым годом. Особенно возрастают факторы риска, связанные с физическими и психическими перенапряжениями.

Поэтому так важно приобретать знания об особенностях физической активности человека данного возраста, правилах дозирования физических нагрузок и самоконтроля.

Цель, задачи и содержание работы спортивного клуба

Цель деятельности спортивного клуба в вузе — содействие воспитанию всесторонне развитых специалистов, готовых к высокопроизводительному труду по избранной профессии, способных использовать и внедрять физическую культуру и спорт в учебно-производственную деятель­ность, организовывать здоровый образ жизни.

Спортивный клуб осуществляет свою работу в непосредственном кон­такте с ректоратом, деканатами факультетов, кафедрой физического воспитания высшего учеб­ного заведения и выполняет следующие функции:

создает необходимые организационно-методические условия для занятий различными формами и видами физической культуры и спорта в со­ответствии со сложившимися в высшем учебном заведении традициями, профилем подготовки специалистов, интересами членов коллектива; внедря­ет новые формы и методы физического воспитания, передовой опыт и дос­тижения науки; рационально и эффективно использует материальную базу;

ведет подготовку членов клуба к выполнению массовых спор­тивных разрядов;

организует и проводит учебно-тренировочный процесс в спор­тивных секциях, группах, сборных командах, клубах по спортивным интере­сам;

разрабатывает и реализует календарные планы массовых оздоро­вительных, физкультурных и спортивных мероприятий, обеспечивает безо­пасность их проведения;

обеспечивает контроль за учебно-тренировочным процессом в секциях спортивного клуба по подготовке студентов-спортсменов высшей спортивной квалификации, способствует созданию необходимых условий для роста их спортивного мастерства;

регистрирует, ведет учет рекордов и спортивных достижений, формирует сборные команды по видам спорта высшего учебного заведения и обеспечивает их участие в спортивных соревнованиях;

ведет делопроизводство, в установленном порядке представляет в соответствующие организации необходимую информацию о развитии и со­стоянии физической культуры и спорта в высшем учебном заведении;

составляет текущие и перспективные планы развития массовой физкультурно-оздоровительной и учебно-спортивной работы, сметы расхо­дов клуба.