index

Административно-территориальное деление – деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь.

Административно-территориальное устройство –совокупность всех административно-территориальных единиц республики Беларусь с функционирующей в их пределах системой государственных органов власти.

Административно-территориальные единицы –территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. К административно-территориальным единицам относятся территории: - столицы – г. Минск; - областей – Минская, Брестская, Витебская, Могилевская, Гомельская, и Гродненская области. – районов - городов областного подчинения - городов районного подчинения - поселков городского типа - сельсоветов

Активное избирательное право - право избирать, т.е. участвовать в выборах в органы государственной власти и местные выборные органы, в референдумах.

Акты правительства - постановления Совета Министров; распоряжения премьер-министров; решения по отдельным вопросам могут оформляться в виде протоколов заседаний (совещаний) у Премьер-министра и его заместителей, а также их указаний и поручений, являющихся обязательными для исполнения дополнительными лицами Аппарата Совета Министров, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, починенным Совету министров, а также местным исполнительными и распорядительными органами. При этом данные поручения и указания не могут носить нормативный характер.

Аппарат Совета Министров – постоянно действующий орган для организации своевременной и качественной подготовки проектов, постановлений Советов министров, распоряжений Премьер-министра, организации контроля за исполнением декретов, указов директив, распоряжение и поручение Президента, законов Республики Беларусь в пределах компетенции Совета министров. Состоит из: -руководителя аппарата; -заместителей руководителей Аппарата; - структурных подразделений (управлений, отделов).


Беженец – лицо, которое не является гражданином Республики Беларусь и находится на ее территории в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве своей гражданской принадлежности по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, которое не может или не желает в силу таких опасений пользоваться защитой этого государства.

Бюджетная система – регулируемая законодательством совокупность республиканского и местного бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь. Банковская система состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков.


Вид на жительство в Республике Беларусь – документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, лица без гражданства на территории Республики Беларусь и подтверждающий получение иностранцем разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь.

Вотум недоверия Правительству – повторное отклонение палатой представителей программы деятельности правительства. Отказ в доверии правительству – возможен, когда премьер-министр сам поставил вопрос о доверии перед Палатой представителей по представлению им программы деятельности правительства или по конкретному поводу.

Временная защита - совокупность прав и обязанностей иностранца, прибывшего в Республику Беларусь в составе группы иностранцев, в отношении которой принято решение о предоставлении временной защиты в Республике Беларусь.

Временно пребывающий иностранец в Республике Беларусь – лицо, прибывшее в Республику Беларусь на срок не более девяноста суток в календарном году со дня первого въезда в Республику Беларусь на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее разрешения на временное проживание в Республике Беларусь или разрешения на постоянное проживание.

Временно проживающий в Республике Беларусь иностранец – лицо, получившее в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, разрешение на временное проживание (например, приезд на учебу, к близким родственникам и т.д.).

Всеобщая декларация прав человека – (10 декабря 1948) – первый универсальный международный акт в области прав человека, закрепивший основные гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы человека.

Вынужденная миграция - перемещение людей из государства гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства вследствие опасений стать жертвами преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, либо из государства гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства, где существуют угроза смертной казни, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, либо перемещение по причине насилия в условиях вооруженного конфликта международного или немеждународного характера.

Высший Государственный Совет Союза - высший орган Союзного государства. Решает важнейшие вопросы развития Союза.

Высылка иностранца производится в том случае, если он не может быть подвергнут депортации и осуществляется она в добровольном или принудительном порядке. Высланному иностранцу въезд в Республику Беларусь может быть запрещен на срок от 1-го года до 10 лет.


Гарантии основных обязанностей – это создание возможно более благоприятных условий для несения и активного исполнения обязанностей, а также в установлении ответственности и практически вытекающих из нее принудительных мер к лицам, не выполняющим своих обязанностей.

Гарантии суверенитета – условия, при которых суверенитет осуществляется и предпосылки, делающие реальностью существование независимого государства (организационные; юридические и правовые; экономические и материальные; политические; дипломатические).

Государственная служба – профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и обеспечения выполнения функций государственных органов.

Государственный аппарат – это аппарат государственного управления, через который его служащие от имени государства обеспечивают исполнение государственным органом государственно-властные полномочия для решения его задач и функций

Государственный орган – это составная, относительно самостоятельная часть аппарата государства, с установленной законом структурой, осуществляющая функции государства и наделённая для этого властными полномочиями. Государственный орган характеризуется определённой экономической и финансовой самостоятельностью. Государственные органы различаются: по принадлежности к ветви власти – на законодательные, исполнительные и судебные; по способу формирования – на представительные и формируемые представительными органами; на постоянные и временные; на органы общей или специальной компетенции и т. д.

Государственный служащий - гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают реализацию частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, условия жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводство и передачу от поколения к поколению.

Гражданство – устойчивая правовая связь человека со своим государством, обуславливающая взаимные права и обязанности граждан и государства в случаях, указанных в законе.


Демократическое государство – государство, основанное на народовластии, такой способ организации и осуществления государственной власти, когда обеспечивается верховенство воли народа и в устройстве, и в осуществлении государственной власти, когда народ является источником власти и реализует ее непосредственно, а также через формируемые им государственные органы.

Депортация – выдворение иностранца за пределы Республики Беларусь в принудительном порядке с запрещением выезда в Республику Беларусь от 1-го года до 5 лет.

Дополнительная защита - совокупность прав и обязанностей иностранца, в отношении которого принято решение об отказе в предоставлении статуса беженца в Республике Беларусь и о предоставлении дополнительной защиты в Республике Беларусь.


Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество (ЕврАзЭС) – международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.


Законодательный процесс – установленный законом порядок вынесения, принятия, промульгации (подписание и обнародование) и вступления в силу закона.


Избирательная квота – это наименьшее число голосов, необходимое для избрания кандидата.

Избирательная система в узком смысле – способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей.

Избирательная система в широком смысле - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов в органы власти, в том числе на местах.

Избирательное право в объективном смысле - это система конституционно-правовых норм, регулирующих общественное отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления.

Избирательное право в субъективном смысле – это гарантированное государством и закрепленная в Конституции (ст. 38) возможность граждан участвовать в выборах в органы государственной власти.

Избирательные цензы - специальные условия, соблюдение ко­торых означает приобретение соответствующих избирательных прав.

Иммунитет – изъятие из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания.

Иностранный гражданин – лицо не являющееся гражданином Республики Беларусь и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства.

Институт конституционного права – совокупность нормативно-правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных однородных общественных отношений.

Исполнительный Комитет Союза - постоянно действующий исполнительный орган Союзного государства.

Источники конституционного права – официально–юридические формы выражения конституционно-правовых норм (Конституция, Законы, Декреты Президента и т.д.).


Коллизия – расхождение или противоречия между отдельными нормами, актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления государственными органами и должностными лицами своих полномочий.

Конституционное право как отрасль права – это система правовых норм, регулирующих основы общественного и государственного строя, положение человека в обществе и государстве, основы организации и деятельности государственных органов, органов местного управления и самоуправления.

Конституционно-правовые нормы – установленные (санкционированные) государством общеобязательные правила поведения, регулирующие наиболее важные общественные отношения и составляющие однородную группу.

Конституционно-правовые отношения – общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или, на их основе, индивидуализированные общественные связи между субъектами конституционного права.

Конституционно-правовые формы суверенитета –суверенитет народа, национальный суверенитет, государственный суверенитет.

Конституционные гарантии прав и свобод – это условия и средства их реализации, связующее звено, которое дает возможность осуществлять необходимый в правовом статусе граждан переход от предусмотренной в Основном законе возможности к действительности.

Конституционные принципы организации судебной власти: - осуществление правосудия только судом; - территориальности; - специализации

Конституционные принципы правосудия: - независимость судей; - сочетание коллегиального и единоличного рассмотрения дел в суде; - открытости; - состязательности; - равноправие сторон в процессе; - обязательности судебных постановлений для всех граждан и должностных лиц; - презумпции невиновности.

Конституционный строй – целостная система социально-правовых отношений и институтов, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а также подчинение государства праву и Конституции.

Конституция – нормативно-правовой акт (совокупность нормативно-правовых актов), обладающий (-щих) особыми юридическими свойствами и регулирующий (-щих) основы взаимоотношений человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти. Легальное определение (Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»): «Конституция - Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений».


Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.


Мажоритарная система (от французского magorite – большинство) – избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. В зависимости от того, какое это большинство, мажоритарная система имеет разновидности (относительного, абсолютного и квалифицируемого большинства)

Международные стандарты в области основных прав человека – это международные нормы в области прав и свобод человека, закрепляющие:

Межпарламентская ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ) - консультативный орган для подготовки проектов законодательных документов, представляющих взаимный интерес. Основана 27 марта 1992 года.

Местное самоуправление – форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории для самостоятельного решения непосредственно или через избираемый ими орган социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенности развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Местное собрание – совместное присутствие граждан, собравшихся для обсуждения вопросов государственной и иной общественной жизни республиканского или местного значения.

Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общественных интересов граждан. Единая   система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых   и сельских   исполнительных   комитетов   и   местных администраций

Метод конституционно-правового регулирования – совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения и их участников методами конституционного права.

Механизм международной и регламентной защиты прав и свобод человека – совокупность международных и региональных организаций, которые в соответствии с пактами, конвенциями, хартиями, осуществляют защиту прав и свобод человека на международном и региональном уровне (ООН, , конвенционные органы, Совет Европы, ОБСЕ, Европейский Суд по правам человека и др.)

Миграционная карта – документ, содержащий сведения об иностранце, въезжающим в Республику Беларусь и выезжающим из Республики Беларусь, и служащий для контроля за его временным проживанием или пребыванием в Республике Беларусь.


Населенный пункт - компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы. К ним относятся: - города (г. Минск, города областного и районного подчинения); - поселки городского типа (городские поселки, курортные поселки, рабочие поселки); - сельские населенные пункты (агрогородки, поселки, деревни, село, хутор и др.)

Национальный банк – центральный банк и государственный орган Республики Беларусь, регулирующий кредитные отношения, денежное обращение, определяющий порядок расчетов и обладающий исключительным правом эмиссии денег.

Национальный суверенитет выражается в возможности и праве нации самостоятельно и независимо распоряжаться своей судьбой, определять характер своей национальной жизни, полновластием нации или правом нации на самоопределение политически, вплоть до создания самостоятельного национального государства.

Непосредственная (прямая) демократия – форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений общего и местного характера самим населением; непосредственное правотворчество народа.

Непрямое избирательное право - право граждан избирать тот или иной орган не непосредственно, а через посредство избираемых ими представителей (косвенные и многостепенные (многоступенчатые) выборы).


Общественное объединение –  добровольное формирование граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совместной реализации гражданских,   экономических, социальных и культурных прав.

Общественный строй или устройство – исторически конкретная организация общества, представляющая собой единую систему общественных отношений, обусловленных определенным уровнем производительных сил, производственных, политических, идеологических, правовых и других отношений, а так же соответствующих им учреждений. 1)общечеловеческие, 2) всеобщие, 3) универсальные права и свободы личности, а также 4) обязательства государства по их обеспечению.

Объекты конституционно-правовых отношений – социально-экономические и социально-политические ценности, по поводу которых или в связи с чем, возникают субъективные права и юридические обязанности. Объектом конституционного права как отрасли права служит та совокупность (система) обществен­ных отношений, которая охватывается конституционно-правовым ре­гулированием.

ООН – Организация Объединенных Наций (создана 25 июня 1945 г) – международная организация, осуществляющая международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважениям к правам человека и основанным свободам для всех, без различия расы, поля, языка и религии.

Орган территориального общественного самоуправления – организационная форма осуществления гражданами территориального общественного самоуправления. Организационная форма может быть коллегиальными (с образованием юридического лица или без образования) и единогласными (староста, старейшина и др.)

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – военно-политический союз, созданный государствами СНГ (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, РФ, Таджикистан) на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года.

Основная обязанность – это установленная государством в интересах всех членов общества и закрепленная в Конституции Республики Беларусь необходимость, предписывающая каждому гражданину определенный вид и меру поведения и ответственность в случае его неисполнения (ст. 52, 57 Конституции)

Основное право (свобода) – установленная в Республике Беларусь и закрепленная в ее Конституции возможность, позволяющая каждому гражданину избирать вид и меру своего поведения, пользоваться предоставленными ему благами, как в личных, так и в общественных интересах.

Основы конституционного строя – основополагающие принципы устройства государства и его соотношения с человеком и обществом, определенные Конституцией: - демократизм; - разделение властей; - верховенство права; - идеологический и политический плюрализм; - признание человека, его прав, свобод и гарантий и их реализация высшей ценностью и целью общества и государства; - суверенитет Республики Беларусь; - унитарная форма устройства; - республиканская форма правления; - правовое и социальное государство; - гражданское общество.

Отставка Совета Министров возможна: - по собственной инициативе правительства; - по инициативе президента; - в случае выражения Палатой представителей Национального собрания вотума недоверии правительству.


Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь; является представительным и законодательным органом Республики Беларусь (ст. 90 Конституции), состоит из двух палат – Палата представителей (110 депутатов); Совет Республики (64 человека). Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены в случае: - отказа в доверии Правительству; - выражении вотума недоверия Правительству; - двукратном отказе в даче согласия на назначение Президентом Премьер-министра Республики Беларусь. Полномочия Палаты представителей и Совета Республики могут быть досрочно прекращены в случае систематического (более двух раз) или грубого нарушения Конституции Республики Беларусь.

Парламентские слушания – форма деятельности палат Национального собрания, состоящая в заслушивании сообщений и мнений депутатов Палаты представителей, членов Советов Республики, представителей государственных органов и общественных объединений, экспертов и специалистов по конкретной проблеме или вопросу, относящихся к компетенции палат Национального собрания.

Парламентское Собрание Союзного государства - представительный орган Союза, решает вопросы развития нормативной правовой базы интеграции государств – участников Союза в политической, правовой, экономической, социальной, гуманитарной и других областях.

Пассивное избирательное право - право граждан Республики Беларусь быть избранными в органы государственной власти и в местные органы.

Политическая власть – это власть определенной группы людей (элиты) над всем обществом, характеризующая использованием в случае неповиновения насильственных принудительных средств. Субъекты (элементы) политической системы общества: - государство; - политические партии, общественные объединения и движения; - трудовые коллективы.

Политическая партия – независимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах.

Политическая система общества – совокупность государственных органов, негосударственных организаций, общественных объединений, институтов непосредственной демократии, посредствам которых осуществляется управление делами общества и государства.

Политические отношения – это отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе.

Полити́ческий (госуда́рственный) режи́м  – способ функционирования государственной власти, совокупность средств и методов, с помощью которых осуществляется экономическая, политическая и идеологическая власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности

Постоянно проживающий иностранец в Республике Беларусь – лицо, имеющее выданное органами внутренних дел разрешение на постоянное проживание и вид на жительство в Республике Беларусь.

Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющей в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Право собственности – это право: - владения – фактическое обладание объектами собственности; - пользования – извлечение полезного свойства из объекта собственности; - распоряжение – это возможность принятия социально-значимого решения по поводу имущества.

Правовое государство - такой способ организации государства, при котором оно подчинено праву, а главной целью его деятельности является обеспечение прав и свобод человека. Правовое государство – ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами (подчиняется праву).

Правовое положение (статус) личности –фактическое положение личности в данном обществе и государстве с большей или меньшей полнотой выраженное в праве. Содержание правового положения граждан определяется влиянием норм права на регулируемые ими отношения, которые складываются в связи с их фактическим местом в экономической, духовно-нравственной жизни общества. Элементами основ правового положения личности является: гражданство, общая правосубъектность, права и обязанности, закрепленные в Конституции, правовые гарантии.

Правовой статус депутата Палаты представителей и членов Совета Республики складываются из совокупности их прав, обязанностей, ответственности и гарантии их деятельности

Предмет регулирования конституционного права – общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества и государства: политических, экономических, социальных, духовных и других сферах.

Представительная демократия – форма народовластия, при которой основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

Президент Республики Беларусь – Глава государства, гарант Конституции Республики, прав и свобод человека и гражданина (ст. 79 Конституции). Президент осуществляет свою деятельность в целях развития   Республики   Беларусь   как унитарного демократического социального правового государства, создания условий для свободного и достойного развития личности, экономического развития государства, повышения благосостояния народа Беларуси на   основе   принципов равенства социальных, национальных и иных общностей перед законом, защиты прав и интересов человека, обеспечения равенства каждого перед законом (ст. 3 Закон « О Президенте Республики Беларусь»).

Президиум Совета Министров – постоянно действующий орган, созданный для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров. Состав Президиума: - Премьер-министр -Заместители Премьер-министра; - Глава Администрации Президента; - Представитель Комитета государственного контроля; - Представитель Правления Национального банка; - министр экономики; - Министр финансов; - Министр иностранных дел

Признаки правового государства: - верховенство права; - разделение властей; - независимость суда; - законность управления; -правовая защита граждан от нарушения их прав государственной властью; - взаимная правовая ответственность государства и личности; - незыблемость гражданских прав и свобод, их охрана и гарантированность.

Пропорциональная система представительства политических партий – каждая политическая партия получает в парламенте число мандатов пропорционально числу поданных за них голосов.


Реализация норм конституционного права - такое поведение субъектов конституционных правоотношений, в которых воплощается предписание норм конституционного права (правомерное поведение), практическая деятельность органов государства, должностных лиц и граждан по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей.

Референдум – народное голосование, посредством которого принимаются решения по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни.


Светское государство – государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга и не допускается установление какой-либо государственной религии.

Система местного самоуправления: местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные). Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов, собраний граждан и через иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.

Система судов Республики Беларусь: Конституционный Суд Республики Беларусь – орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства; общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства; хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства (ст.5 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).

Сложение полномочий Совета министров – осуществляется перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.

Собственность – это форма присвоения благ, отношения между людьми по его поводу.

Совет Палаты представителей и Президиум Совета Республики – постоянно действующие коллегиальные органы, подотчетные соответственно Палате представителей и Совету Республики.

Содержание конституционно-правовых отношений – социальное поведение (деятельность) субъектов конституционного права, обеспечиваемое и направленное государством путем определения их конкретных прав и обязанностей.

Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) – региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР.

Состав Совета Министров: -Премьер-министр Республики Беларусь; - Глава Администрации Президента; - Председатель Комитета государственного контроля; - Председатель Правления Национального банка; - Заместители Премьер-министра; - Министры; - председатели государственных комитетов; - Руководитель аппарата Совета Министров; - Председатель Белорусского республиканского союза потребительских обществ; - иные лица по решению Президента Республики Беларусь.

Социальное государство: государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, сглаживание объективно существующих социальных противоречий, обеспечение достойного уровня жизни социально незащищенных слоев населения за счет перераспределения государственных доходов (прежде всего, поступлений от налогов).

Сою́зное госуда́рство Белару́си и Росси́и – политический проект союза Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством.

Специфические признаки судебной власти: судебная власть принадлежит только судам; особая процедура ее деятельности – процессуальная форма осуществления полномочий; особый статус и режим деятельности должностных лиц – судей; особая система контроля за ее деятельностью, носящая в основном внутренний характер и осуществляемая посредствам судебного надзора в виде кассационного и надзорного рассмотрения материалов дела вышестоящими судами.

Стадии законодательного процесса в Парламенте: - внесение законопроекта в Парламент; -рассмотрение законопроекта в Палате представителей; -рассмотрение законопроекта в Совете Республики; - обязательный предварительный контроль конституционности законов Конституционным Судом; - подписание и обнародование закона.

Статус беженца - совокупность прав и обязанностей иностранца, в отношении которого принято решение о предоставлении статуса беженца в Республике Беларусь.

Структура Конституции это установленный порядок ее внутреннего строения, система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

Структура Правительства: -Совет Министров -Президиум Совета Министров - Аппарат Совета Министров

Субъекты конституционно-правовых отношений – стороны, между которыми возникают отношения по поводу реализации прав (свобод) и исполнением обязанностей. Субъектами конституционно-правовых отношений являются их участники, наделенные определенными правами и обязанностями в области конституционного права.

Суверенитет (от фран­. souverainete) – верховная власть.

Суверенитет государства – свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои функции на всей территории страны и за ее пределами, в международном общении. Государственный суверенитет - это важнейшее неотъем­лемое свойство государства, выражающее верховенство, полноту, исключительность и единство государственной власти данной страны и самостоятельность внешней политики

Суверенитет народа – полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами, обеспечивающими реальное участие всех социальных групп и слоев в управлении делами общества и государства.

Судебная власть – одна из ветвей государственной власти, осуществляющая правосудие, назначение которой состоит в охране всех членов общества от любого произвола, причем как от произвола других граждан, так и от произвола действий самого государства, его органов и должностных лиц.


Территориальное общественное самоуправление – деятельность граждан на добровольной основе по месту жительства на части территории административно-территориальной единицы (территории микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, агрогородков, поселков, деревень и др.) в целях решения вопросов местного значения или через органы территориального общественного самоуправления.

Территориальные единицы Республики Беларусь - населенные пункты, в которых не создаются местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также территории специального режима использования (заповедники, национальные парки, заказники, территории памятников природы, территории недвижимых материальных историко-культурных ценностей и зоны их охраны, территории оборонного назначения и другие).


Унитарное государство (от латинского unitar – единство) – целостное, единое национально-государственное устройство, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками государственности.

Устав ООН – многосторонний учредительный договор, заложивший основы развития сотрудничества государств по правам человека.

Уставные органы СНГ - Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Совет командующих пограничными войсками, Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств, Экономический суд.


Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает: - бюджетную систему; - банковскую систему; - внебюджетные фонды.

Форма правления -  категория, выражающая способ организации верховной государственной власти, порядок образования и срок полномочий ее органов, их взаимодействия между собой и населением, степень участия населения в их формировании.

Функции Конституции – основные направления воздействия Конституции на общественные отношения и способы ее реализации.


Экономическая основа конституционного строя Республики Беларусь - находящиеся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется в основном посредством рыночных отношений, участником которых выступают частные субъекты хозяйствования, находящиеся между собой в отношениях конкуренции.

Экономическая система – это отношения собственности, производства, распределения и потребления материальных благ.


Юридические свойства Конституции: - это признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства: верховенство, высшая юридическая сила, ядро правовой системы; особая охрана; особый порядок принятия и внесения изменений и дополнений, стабильность.