index

 

ГЛАВА 13. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА.

 

Изложение материала предыдущих глав строилось на предположении о действенности рыночного механизма в предоставлении благ на основе действия законов спроса и предложения в условиях конкурентного взаимодействия субъектов рынка.

Однако существует ряд благ, производство и предоставление которых через рынок весьма затруднено или в принципе невозможно. Эти блага называют общественными, и в их поставке весьма важную роль играет государство.

В данной главе будет раскрыта сущность общественных благ, их специфические свойства, классификация, способы предоставления и механизм принятия решений о предоставлении таких благ, а также роль государства и формы его участия в этих процессах.

 

13.1. Принципы классификации экономических благ.

 

Классификация экономических благ базируется на таких двух критериях как тип присвоения, регулирующий доступность блага в потреблении и характер распределения его полезности среди потребителей в процессе потребления блага.

В рамках первого критерия выделяются такие признаки блага, как его исключаемость и неисключаемость.

Исключаемость в потреблении означает, что обладание благом одним субъектом делает это благо недоступным для всех остальных. Потребление такого блага возможно только на основе эквивалентного рыночного обмена. Например, потребление купленного на рынке яблок Петровым делает это недоступным для Иванова.

Неисключаемость в потреблении означает невозможность воспрепятствовать кому-нибудь участвовать в приобретении блага. В соответствии с данным принципом даже лица, которые не заплатили за благо, не могут быть исключены из числа его потребителей. Например, просмотр передач общественного телевидения Ивановым не исключает из этого процесса Петрова.

В рамках второго критерия выделяются такие признаки благ, как избирательность (конкурентность) и неизбирательность (неконкурентность).

Избирательность (конкурентность) в потреблении означает, что получение определенных выгод от потребления блага одним субъектом делает невозможным получение этих выгод другими субъектами. В результате потребители вынуждены конкурировать за право потребления блага. Приобретение блага одним субъектом лишает возможности его приобретения всеми другими субъектами, и, соответственно, потребители вынуждены конкурировать за право приобретения и потребления блага. Например, потребление яблока Ивановым делает невозможным это для Петрова и они вынуждены конкурировать между собой за получение выгод от потребления данного яблока.

Неизбирательность (неконкурентность) в потреблении означает, что получение выгод от потребления блага одним субъектом не ограничивает возможности получения таких же выгод от потребления данного блага другими субъектами. Например, и Иванов, и Петров могут получать удовольствие от просмотра общественного телевидения одновременно.

Указанные признаки позволяют разделить блага на частные и общественные.

Благо, которое обладает признаками избирательности и исключаемости, является чистым частным благом. Оно доступно в потреблении и полезно только его владельцу. Такие блага могут быть оценены и поштучно проданы на рынке, и поэтому они наиболее отвечают требованиям рыночного обмена. Покупка пакета чипсов кем-то исключает их доступность для других, а заключенная в них полезность удовлетворяет потребности только данного покупателя.

Чистое частное благо можно определить как благо, доступное в потреблении и (приносящее полезность) удовлетворяющее потребности только его владельца.

Благо, которое обладает признаками неизбирательности и неисключаемости, является чистым общественным благом. Его предоставление одному лицу невозможно без предоставления всем другим, и потребляется оно сообща. Каждый отдельный гражданин пользуется выгодами от этого блага, не уменьшая при этом полезности, извлекаемой из него другими гражданами. При этом никто не может быть исключен из числа потребителей этого блага. Например, каждый отдельный гражданин пользуется выгодами от прогноза погоды, не уменьшая при этом полезности, извлекаемой другими.

Чистое общественное благо можно определить как благо, которое не может быть предоставлено кому-то отдельно, а потребляется сообща и приносит полезность всем его потребителям.

Общественными можно считать следующие блага:

• информационные (непрерывные, например, радио и телевидение);

• локальные (доступные представителям отдельного региона или социальной группы, например районные библиотеки);

• ограниченного пользования (они доступны для одновременного использования ограниченному числу потребителей, например автомобильный мост в часы «пик»);

• дискретные (картины в музеях), бесплатные (услуги опорных пунктов правопорядка), с положительной ценой (услуги общественного транспорта), с отрицательной ценой (высшее образование).

Для предоставления общественных благ требуются частные блага, объем которых ограничивается суммарными доходами государства, образующимися, в частности, от поступления различных налогов и сборов.  

 

13.3. Смешанные общественные блага.

 

Cостав предоставляемых в экономике благ не сводится лишь к чистым общественным и чистым частным благам.

Это связано с тем, что, во-первых, признаки, используемые для классификации благ, имеют разную степень проявления в отношении каждого из благ. Так, два блага могут обладать признаками неисключаемости и неизбирательности, но одно из них обладает ими в большей степени, а другое – в меньшей.

Во-вторых, признаки, характеризующие блага, могут сочетаться в различных комбинациях. Например, исключаемость может сочетаться с неизбирательностью, а избирательность с неисключаемостью. Поэтому можно выделить еще несколько видов благ, обладающих признаками, как частного, так и общественного блага. Такие блага называют смешанными благами.

Блага, характеризующиеся высокой степенью избирательности и низкой степенью неисключаемости, являются благами совместного потребления (общими благами).

Например, места на общественном пляже доступны всем и в этой связи являются неисключаемым благом. Вместе с тем, занятие места на пляже одним отдыхающим исключает возможность занятия его всеми другими отдыхающими, и в этой связи оно приобретает черты избирательности.

Особенность общих благ заключается в том, что, несмотря на   высокую конкурентность в потреблении, ограничение доступа к ним связано со значительными издержками.

Наиболее часто эти блага предоставляются на региональном уровне: автомобильные парковки, парки и другие места общественного пользования, в связи с чем их еще называют коммунальными благами. Совместный способ потребления данных благ определяет высокую степень конкуренции по поводу их использования в соответствии с принципом «кто первый пришел, тот первым и воспользовался».

Блага, которым присуща высокая степень неисключаемости и низкая степень избирательности являются коллективными благами (неисключаемыми общественными благами). Например, получение информации по сети интернет одним пользователем не снижает возможности осуществления того же другими, при этом предельные издержки увеличения числа пользователей остаются нулевыми. Соответственно избирательность (конкурентность) в потреблении данного блага остается низкой. Вместе с тем не составляет труда придание этому благу признака исключаемости путем введения платы за подключение к сети интернет.

Особенность таких благ заключается в том, что доступ к их потреблению можно ограничить с относительно незначительными издержками.

В отношении некоторых благ степень их неизбирательности снижается с ростом числа потребителей этих благ, и с определенного момента предоставление таких благ дополнительному потребителю сопровождается ростом предельных издержек их предоставления. Момент начала роста предельных издержек предоставления блага называют точкой перегрузки (Рис 13.2).

image197

Рис. 13.2. Предельные издержки предоставления перегружаемого общественного блага.

 

После «точки перегрузки» наблюдается снижение полезности блага для существующих потребителей. Эти блага называются перегружаемыми.

Таким образом, перегружаемые общественные блага можно определить как блага, неконкурентность в потреблении которых существует лишь до определенного предела, очерченного «точкой перегрузки». В качестве этих благ могут выступать такие объекты социально-культурного назначения, как музеи, библиотеки, парки, а также объекты транспортной инфраструктуры (мосты, паромные переправы и т.п). При увеличении количества пользователей этих благ их доступность не уменьшается лишь до определенного момента. Так, например, в ходе увеличения количества пользователей автомобилями более 70 в час скорость и комфортность передвижения по мосту снижается, а, значит, предельная полезность такого передвижения с появлением 71-го и последующих автомобилей последовательно снижается.

Перегрузка доступности к благу может быть ограничена за счет уменьшения круга его потребителей. В этом случае может быть создано особое объединение, в рамках которого осуществляется совместное потребление блага ограниченным числом членов данного объединения (клуба).

Клубными благами являются такие блага, доступность к потреблению которых ограничена членством в особых объединениях (клубах). Потребители таких благ получают возможность извлекать полезность при меньших индивидуальных издержках. Примерами таких благ являются теннисные корты, охотничьи хозяйства и т.п.

Количество общественных благ меньше количества благ, обеспечиваемых государством. Многие блага, предоставляемые государством, являются конкурентными в потреблении или исключаемыми, а зачастую обладают обеими этими характеристиками.

Например, предоставление среднего образования в каком-либо классе еще одному ученику имеет положительные издержки, поскольку другие ученики в этом случае получают меньше внимания из-за большего количества обучаемых. Исключаемым же благо делает введение платы за обучение, которую некоторые из учеников не смогут внести и в результате будут исключены из образовательного процесса.

 

13.4. Особенности спроса на чистые общественные блага

 

Спрос на чистые общественные блага складывается в соответствии с теми же принципами, что и спрос на чистые частные блага.

В обоих случаях реализуется принцип убывающей предельной полезности. Поскольку предельная выгода (МВ) от потребления каждой дополнительной единицы чистого общественного блага является убывающей, кривая индивидуального спроса на него имеет нисходящий наклон, так же как и кривая спроса на чистое частное благо (Рис.13.3а и 13.3б).

image199

Рис.13.3. Кривые спроса на чистое частное и чистое общественное благо

 

Однако за этим внешним сходством скрываются существенные различия.

Во-первых, чистые общественные блага невозможно продавать «поштучно», они являются неделимыми и потребляются всеми потребителями совместно. Их потребление не является исключительным правом отдельных людей, и они могут быть потреблены даже теми людьми, которые решили их не покупать. За единицу этого блага не назначается цена, и все потребители используют объем выпуска целиком, т.е. в данный момент времени они потребляют одинаковое количество общественного блага. Таким образом, при любом объеме предложения объем потребления этого блага каждым потребителем равняется объему предложения:

image201

где QS -общий объем предложения,

qi- объем потребления блага каждым из N потребителей, i=1,…., N.

Например, при осуществлении прогноза погоды каждый отдельный гражданин страны потребляет это благо в одинаковом объеме и полностью.

Во-вторых, величина предельной выгоды, которая извлекается одним потребителем при потреблении чистого общественного блага, не снижает предельной выгоды от него для других потребителей. При этом все потребители получают выгоды одновременно.

Из этого вытекает, что предельная общественная полезность чистого общественного блага для каждого данного объема потребления представляет собой сумму индивидуальных предельных полезностей всех потребителей:

image203

где -предельная общественная полезность,

МВ - предельная индивидуальная полезность, i=1,…., N

На рис. 13.3 отражены важные различия между кривыми спроса на чистое общественное и чистое частное благо. Для чистого частного блага (Рис. 13.3а) совокупный объем спроса при определенной цене формируется путем суммирования соответствующих значений индивидуальных функций спроса (qА (Р), qВ (Р), qС (Р)) по горизонтали. Кривая спроса на чистое частное благо получается путем сложения объемов спроса для каждой цены вдоль оси абсцисс. Следовательно, совокупный объем спроса QД при цене Р1 можно рассчитать по формуле:

QД = ∑qi,

где i =1, …, N.

Из графика а (Рис. 13.3) видно, что при имеющихся трех потребителях и цене блага Р1 совокупный объем спроса на чистое частное благо составит сумму объемов спроса всех трех потребителей QД=∑qi=12. В данном случае по цене Р1 потребитель А покупает две единицы, потребитель В – четыре единицы и потребитель С – шесть единиц, а совокупный объем спроса будет равен двенадцати единицам чистого частного блага. Для достижения рыночного равновесия необходимо, чтобы объем спроса равнялся объему предложения.

Совокупный спрос на чистое общественное благо складывается как сумма предельных полезностей каждого отдельного потребителя этого блага (Рис. 13.3 б). Индивидуальные линии предельных полезностей, свидетельствующие о готовности данных потребителей платить, отражают функции их спроса на данное благо (ДА;ДВ;ДС).

В результате линия общественной предельной полезности (Д), свидетельствующая о готовности общества оплачивать общественное благо, выступает линией совокупного спроса на это благо. Кривая совокупного спроса на чистое общественное благо выводится путем сложения индивидуальных предельных полезностей для каждого его объема вдоль оси ординат. Каждый из N- потребителей всегда потребляет одинаковое количество блага. На графике б (Рис. 13.2) потребляемый рыночный объем блага составляет 6 единиц, т.е. QS=6. Предлагаемые 6 единиц блага потребляют все потребители. При этом потребитель А готов платить за единицу блага 10 денежных единиц (РА=10), что соответствует его субъективной оценке получаемой им предельной полезности (ДА=МВА). Потребитель В готов платить за единицу блага 20 денежных единиц (РВ=20), поскольку такова его субъективная оценка получаемой им предельной полезности (ДВ=МВВ), а потребитель С согласен платить за единицу блага 30 денежных единиц (РС=30), это его субъективная оценка получаемой им предельной полезности от потребляемого блага (ДС=МВС). Так как все трое потребляют одинаковое количество общественного блага, то вместе они готовы платить за общественное благо 60 денежных единиц (10+20+30).

Это и будет совокупный спрос на данное количество предлагаемого чистого общественного блага.

Формирование спроса на чистое общественное благо имеет ряд особенностей:

• во-первых, потребление чистого общественного блага нельзя скорректировать в соответствии с потребностями каждого потребителя;

• во-вторых, не существует соответствия между издержками производства единицы блага и его ценой, которую готов заплатить каждый отдельный потребитель блага;

• в-третьих, цена, отражающая готовность потребителя платить за единицу блага, не является переменной величиной;

• в-четвертых, различная готовность потребителей платить за потребление одного и того же объема чистого общественного блага определяется уровнем получаемой ими предельной полезности.

 

13.5. Принцип соизмерения предельных выгод и предельных издержек при определении оптимального объема чистого общественного блага.

 

Для нахождения оптимального объема производства чистого общественного блага целесообразно использовать принцип соизмерения предельных выгод и предельных издержек (Рис.13.5). Чистое общественное благо следует производить в объеме, при котором предельные общественные выгоды (МSB) равны предельным общественным издержкам его производства (МSC), т.е. когда соблюдается равенство: МSB = МSC.

image205

Рис.13.5. Определение оптимального объема выпуска чистого общественного блага.

 

Ввиду того, что предельная выгода (полезность) от предоставления дополнительной единицы чистого общественного блага достается всем потребителям, она представляет собой сумму предельных выгод (полезностей) всех потребителей, т.е. МSB =∑ МВi.

Это позволяет сделать вывод о том, что эффективным является такой объем производства чистого общественного блага, при котором предельная общественная выгода (полезность), представляющая собой сумму предельных выгод (полезность) всех потребителей, равна предельным общественным издержкам его производства: МSB = ∑ МВi = МSC.

При определении механизма установления эффективного объема производства общественного блага необходимо иметь ввиду следующее:

• во-первых, отсутствует соответствие между предельными издержками производства и суммой денег, которую готов заплатить за него каждый отдельный потребитель;

• во-вторых, оптимальным объем производства чистого общественного блага будет только тогда, когда совокупные общественные издержки его производства не будут выше затрат, которые общество готово за него заплатить.

Эффективный объем производства чистого общественного блага достигается тогда, когда предельная выгода (полезность) и предельные издержки равны.

Этот принцип применим и к частным, и к общественным благам. Однако в случае частных благ предельная полезность измеряется выгодой, которую получают потребители в отдельности.

В случае же общественных благ предельная выгода подсчитывается с помощью сложения этих оценок для всех потребителей, которые пользуются этим благом. Затем, чтобы определить эффективный уровень предоставления (производства) общественного блага, необходимо сравнить сумму этих предельных выгод с предельными издержками производства блага.

image207

Рис.13.6. Механизм достижения оптимального объема общественного блага и выгоды от кооперации в потреблении.

 

Допустим, индивидуальный спрос на чистое общественное благо, к примеру, еще один фонарь уличного освещения, потребителя А отражен как ДА, потребителя В – как ДВ, а потребителя С – как ДС. (Рис.13.5). Если включение еще одного фонаря означает увеличение предоставления общего объема общественного блага до 4 единиц, то, как видно из рисунка 13.6, потребитель А готов за это платить 5 денежных единиц, потребитель В – 25 денежных единиц, а потребитель С – 45 денежных единиц.

Их совокупная готовность платить (МSВ=МВА+МВВ+МВС) составит: 5+25+45=75 денежных единиц. При предельных издержках производства блага МSС данный размер оплаты позволит достигнуть оптимального объема производства чистого общественного блага (Q'=4), когда общая готовность всех потребителей платить за благо равна предельным издержкам его производства (точка пересечения линий МSС и МSВ=Д).

Потребляя же благо индивидуально и руководствуясь при этом принципом равенства частных предельных выгод и издержек (МВ=МSС), ни один потребитель не согласен оплатить включение дополнительного фонаря, так как предельные издержки этого включения превышают готовность платить каждого из них: [МSC(Q'=4)=75] > [МВС(Q'=4)=45] > [МВВ(Q'=4)=25] > [МВА(Q'=4)=5].

При обособленном потреблении потребитель А согласился бы только на один фонарь, заплатив на него 15 денежных единиц: [МВС(1)= МВА(1)=15], потребитель В – на два фонаря, заплатив за это 35 денежных единиц: [МSС(2)= МВВ(2)=35] и потребитель С – на три фонаря, заплатив за это 50 денежных единиц: [МSС(3)= МВС(3)=50].

Однако сокращение, по сравнению с оптимальным (Q'=4), числа фонарей оборачивается снижением полезности для всех троих потребителей, так как [(5+25+45)x 4] > (15 x 1+35 x 2+50 x 3).

В противовес этому совместное потребление блага обеспечивает не только эффективный объем его потребления, но и прирост благосостояния всех потребителей, поскольку потребление чистого общественного блага одним потребителем не снижает его полезности для всех остальных.

Очевидно, что кооперация потребителей обеспечивает достижение эффективного объема чистого общественного блага. В нашем примере это четыре фонаря.

 

13.6. Влияние принципа финансирования на достижение эффективного объема чистого общественного блага.

 

На достижение эффективного объема чистого общественного блага может оказывать влияние и принцип финансирования его производства. Поскольку чистое общественное благо достается всем потребителям в одинаковом объеме, то, казалось бы, можно со всех их брать одинаковую плату.

Однако, как видно из рисунка 13.6, установление одинаковой платы в 35 денежных единиц для всех потребителей (РА=РВ=РС=35) приведет к тому, что потребитель А будет вынужден отказаться от блага из-за превышения платы над получаемой им предельной полезностью (выгодой). Потребитель В будет вынужден самостоятельно платить больше (35 денежных единиц вместо 25) за оптимальный для себя, но меньший объем производства в две единицы блага, а потребитель С – еще больше - 50 денежных единиц вместо 45, опять же оптимальный для себя, но меньший объем производства в три единицы блага. Все три потребителя извлекли бы большую выгоду, если бы каждый из них платил за четыре единицы блага в соответствии с уровнем его предельных выгод (полезностей): потребитель А – 5 денежных единиц, потребитель В – 25 денежных единиц и потребитель С – 45 денежных единиц. При этом для них не важно, что потребитель В платил бы меньше, чем потребитель С, а потребитель А меньше чем каждый из них, поскольку в данном случае извлекаемся ими всеми полезность возрастает, а затраты снижаются. В итоге можно сделать вывод, что равная оплата чистых общественных благ имеющими разный уровень предельной полезности потребителями является неэффективной с позиций критерия эффективности по Парето.

В равновесии все потребители получают одно и то же количество чистого общественного блага. Невозможно улучшить положение кого-либо из них путем изменения его выплат или предлагаемого объема блага, не нанося ущерба другому потребителю. Поэтому объем выпуска и распределение издержек эффективны. В нашем примере каждый потребитель уплачивает за освещение ту сумму, которая отражает получаемую им предельную полезность (А – 5 денежных единиц, В – 25 денежных единиц и С – 45 денежных единиц).

 

13.7. Роль рынка в предоставлении общественных благ

 

В некоторых случаях посредством рынка можно исключить принудительное финансирование производства общественных благ.

В этом случае общественные блага поставляются частным сектором, а их финансирование осуществляется на основе действия рыночного механизма.

Рыночный механизм позволяет реализовывать такие способы обеспечения производства общественных благ, как исключение «безбилетников», взаимообусловленное финансирование и субсидирование.

Исключить «безбилетников» из потребления общественных благ при помощи рыночного механизма можно посредством ограничения доступа их к потреблению. Низкие издержки ограничения доступа к благу дают возможность даже обладающее неизбирательностью благо продавать тем же способом, что и частное.

Это та группа благ, доступ к которым можно ограничить, несмотря на коллективный характер их потребления.

Например, продажей абонементов на пользование компьютерными сетями. Введение платы как регулятора доступности общественного блага оправдано в отношении перегружаемых благ, степень избирательности в потреблении которых зависит от количества потребителей, поскольку перегрузка в потреблении благ ограничивает их полезность. Это могут быть платные бассейны, теннисные корты и др. Эффективным может быть и способ недопущения неплательщиков к потреблению коммунальных благ путем заключения частных контрактов. Такие контракты допускают участие в потреблении блага лишь на определенных условиях.

Например, пользование автостоянкой может разрешаться лишь при условии внесения взносов на ее обустройство в рамках соответствующего кооператива. Не допустить «зайцев» к потреблению благ можно путем создания особых организаций по совместному использованию данных благ. В их пределах обязательным условием доступа к потреблению благ является внесение уставного взноса. В первую очередь это касается клубных благ. Их совместное потребление приносит определенную выгоду, поскольку предельные издержки потребления блага, связанные с вносимыми членскими взносами, ниже средних издержек производства этих благ.

Производство общественных благ может финансироваться и путем добровольных пожертвований отдельных граждан и организаций, которые либо очень высоко ценят субсидируемые ими общественные блага, что согласны мириться с получающими их «безбилетниками», либо хотят приобрести за счет этого высокий общественный имидж. Такие действия по субсидированию различных социальных программ осуществляют, например, американские миллиардеры Б.Гейтс и У.Баффит. К тому же более 90% своего состояния они завещают на реализацию таких программ. Вместе с тем следует подчеркнуть, что финансирование таким способом производства общественных благ не в состоянии обеспечить его социально эффективный уровень ввиду того, что спонсорские затраты не могут быть выше уровня извлекаемой спонсорами предельной полезности.

Взаимообусловленное финансирование производства общественных благ может осуществляться методами связанных продаж и продаж побочных продуктов. При связанных продажах получение потребителем неисключаемого блага происходит в едином пакете с исключаемым благом. Здесь рыночный оборот частного блага обеспечивает финансирование производства общественного блага. Так, покрытие затрат общественного телевидения может осуществляться за счет соответствующего увеличения цен продаваемых телевизоров. В случае продажи побочных продуктов плата за них может использоваться для финансирования производства общественных благ. Так, плата за рекламные растяжки может использоваться для строительства дорог общего использования. Хотя эти методы финансирования производства общественных благ не могут обеспечить достижения их эффективного объема, они содействуют приближению к нему.

В целом можно констатировать, что с одной стороны рыночные способы предоставления общественных благ, помогая решению проблемы «безбилетника», все-таки приводят к неэффективности, появляющейся в результате исключения из потребления части потребителей, для которых предельные издержки предоставления этих благ являются нулевыми. С другой стороны, несмотря на то, что рынок имеет ограниченные возможности по предоставлению общественных благ, использование его ценового механизма может содействовать росту эффективности производства общественных благ. Из этого вытекает, что рыночные способы предоставления общественных благ частным сектором должны быть дополнены различными способами государственного участия в их предоставлении.

 

13.8. Роль государства в предоставлении общественных благ

 

Государство берет на себя расходы, связанные с предоставлением общественных благ, когда возникающие при их потреблении положительные внешние эффекты не поддаются интернализации или когда это связано с очень большими издержками.

В одних случаях оно осуществляет непосредственное производство общественных благ (внутренняя безопасность, борьба с чрезвычайными ситуациями), в других финансирует их производство частным сектором (строительство больниц, школ). При этом во всех случаях предоставление государством общественных благ финансируется за счет взимаемых с граждан налогов, а решение об оптимальном объеме их производства основывается на коллективных действиях.

Предоставление общественных благ государством не означает автоматического достижения эффективного объема их производства. Использование налогового механизма при финансировании государством предоставления общественных благ требует решения ряда проблем, связанных с приближением последних к такому объему производства.  

 

13.9. Роль государства в достижении эффективного объема общественных благ

 

С точки зрения достижения эффективного объема производства общественных благ их предоставление должно учитывать различия в предельной полезности от потребления общественных благ для различных потребителей.

Эти различия обусловливают неравную склонность последних к оплате потребляемых ими общественных благ. В этом случае введение дифференцированной налоговой ставки будет способствовать преодолению неэффективности, появляющейся в связи с сокращением объема производства общественных благ при применении единой налоговой ставки.

С учетом того, что склонность платить есть возрастающая функция дохода и обусловлена она не вкусовыми предпочтениями индивидов, а уровнем их доходов, то от возрастающей возможности потребления лица с высокими доходами однозначно выигрывают, несмотря на то, что им приходится платить большую долю налогов.

В то же время применение дифференцированной ставки налогообложения, содействуя уменьшению потерь эффективности, не решает проблемы предпочтений потребителей в отношении тех или иных общественных благ, без чего возникают трудности с определением степени налоговой дифференциации.

 

13.10. Корректирующее воздействие государства на объем общественно значимых благ

 

Если государство считает частные блага общественно значимыми с социальной или политической точек зрения, то оно вмешивается в механизм их предоставления посредством различных субсидий.

image209

Рис.13.7. Достижение оптимума в производстве общественно значимых благ при увеличении спроса.

 

На рис.13.7 в точке Е отражен Парето-оптимум в производстве общественно значимых благ в условиях совершенной конкуренции.

За счет различных субсидий и налоговых льгот для потребителей государство стимулирует рост спроса с Д1 до Д2. Это влечет за собой увеличение выпуска и потребления общественно значимых благ с Q1 до Q2 и достижение нового равновесия в точке Е1, отражающей корректирующее воздействие государства на объем предоставления данных благ. Например, государство решает выплачивать стипендии студентам частных вузов и таким образом повышает спрос на образовательные услуги.

Однако субсидии и налоговые льготы государство может предоставлять и производителям общественно значимых благ. В этом случае возрастает их предложение с S1 до S2 (Рис.13.8).

image211

Рис.13.8. Достижение оптимума в производстве общественных благ при увеличении предложения.

 

Это влечет за собой увеличение выпуска и потребления общественно значимых благ с Q1 до Q2 и достижение нового равновесия в точке Е1, отражающей корректирующее воздействие государства на объем предоставления данных благ.

Например, государство предоставляет налоговые льготы частным вузам и тем самым увеличивает предложение образовательных услуг ввиду снижения издержек их производства..

 

13.12. Использование ваучерных систем при поставке общественных благ.

 

Обладающие позитивными внешними эффектами, но индивидуально потребляемые общественно значимые блага могут поставляться на основе вовлечения потребителей в рыночные отношения.

В этом случае потребители получают свободу выбора конкурирующих между собой поставщиков данных благ.

В выдаваемых государством ваучерах указывается, какие блага и в каком объеме могут получить потребители, а у кого и когда их получать они решают самостоятельно. При такой ваучерной системе сами потребители стимулируют производителей общественных благ. Например, получение населением ваучеров на медицинские услуги позволяет людям получать их у тех специалистов, которых они считают наиболее квалифицированными и отвечающими предъявляемым к ним требованиям. Здесь задействуются рыночные механизмы поставки общественных благ, поскольку, клиенты, неудовлетворенные качеством обслуживания могут найти на рынке других специалистов.

Выявление сущности и природы общественных благ позволяет осуществить анализ стратегии развития общественного сектора на основе политических решений, о чем и пойдет речь в следующей главе.

 

Краткие выводы.

 

1. Наряду с чистыми частными благами существует ряд благ, производство и предоставление которых через рынок весьма затруднено или вообще невозможно. Эти блага называют общественными, и они обладают такими признаками, как неисключаемость и неизбирательность (неконкурентность) в потреблении. Их предоставление одному лицу невозможно без предоставления всем другим, и потребляются они сообща. Каждый отдельный гражданин пользуется выгодами от этих благ, не ущемляя при этом полезности, извлекаемой из них другими гражданами.

2. Любой объем потребления кем-то чистого общественного блага не влияет на предоставление его кому-нибудь другому. Дополнительные единицы потребления блага не увеличивают издержек его предоставления, а его потребление дополнительными потребителями не уменьшает полезности, извлекаемой из него остальными потребителями. Поскольку чистые общественные блага обладают неделимостью, они не могут быть разбиты на единицы и поштучно проданы для   индивидуального потребления. Они не могут предоставляться посредством рыночного обмена.

3. Поскольку признаки, используемые для классификации благ, имеют разную степень проявления в отношении каждого из них и могут сочетаться в различных комбинациях, постольку можно выделить несколько видов благ, обладающих признаками, как частного, так и общественного блага. Эти блага принято называть смешанными общественными благами. К ним относятся блага совместного потребления, характеризующиеся высокой степенью избирательности и низкой степенью неисключаемости, коллективные блага, которым присуща высокая степень неисключаемости и низкая степень избирательности; перегружаемые блага, неконкурентность в потреблении которых существует лишь до определенного предела, очерченного «точкой перегрузки», после которой наблюдается снижение полезности блага для существующих потребителей, и клубные блага, доступность к потреблению которых ограничена членством в особых объединениях (клубах).

4. Cпрос на чистые общественные блага, как и на чистые частные блага, складывается в соответствии с принципом убывающей предельной полезности, и поэтому кривая спроса на них имеет нисходящий наклон. Однако, поскольку чистые общественные блага неделимы и потребляются всеми потребителями совместно, при любом объеме предложения объем потребления чистого общественного блага каждым потребителем равняется общему объему предложения данного блага. Необходимо учитывать и то, что величина предельной выгоды, извлекаемой одним потребителем при потреблении чистого общественного блага, не снижает предельной выгоды от него для других потребителей. Это означает, что предельная общественная полезность потребления чистого общественного блага для каждого данного объема потребления представляет собой сумму индивидуальных предельных полезностей всех потребителей: МSВ = ∑ MBί. Совокупный спрос на чистое общественное благо складывается как сумма предельных полезностей каждого отдельного потребителя этого блага, а кривая совокупного спроса на данное благо формируется путем сложения индивидуальных предельных полезностей для каждого его объема вдоль оси ординат.

5. Чистая общественная выгода от производства общественного блага максимизируется тогда, когда разрыв между получаемыми обществом совокупными выгодами и необходимыми для производства блага совокупными издержками наибольший: TSB – TSC = max.   Эффективным является такой объем производства чистого общественного блага, при котором предельная общественная выгода, представляющая собой сумму предельных выгод всех потребителей, равна предельным общественным издержкам его производства: MSB = ∑ MBί = MSC.   Равная оплата чистых общественных благ имеющими разный уровень предельной полезности потребителями является неэффективной с позиций критерия эффективности по Парето.

6. Явление, при котором потребители стремятся минимизировать свое участие в финансировании производства общественных благ или вовсе отказаться от него в надежде на то, что за них это сделают другие, получило название «проблемы «безбилетников» или «зайцев». Суть её состоит в том, что одни потребители, стараясь получить выгоду за счет других, скрывают степень получаемой ими от потребления общественных благ предельной полезности. В результате происходит преуменьшение ценности общественного блага и, соответственно, снижение объема его производства по сравнению с эффективным объемом. Таким образом, возможность бесплатного потребления общественных благ ведет к неэффективности при их производстве.

7. Рыночный механизм позволяет реализовывать такие способы обеспечения производства общественных благ, как исключение «безбилетников», взаимообусловленное финансирование и субсидирование. Исключить «безбилетников» из потребления общественных благ это можно посредством ограничения их доступа к потреблению путем продажи общественных благ тем же способом, что и частных; способом недопущения неплательщиков к потреблению коммунальных благ в результате заключения частных контрактов, а также за счет создания особых организаций по их совместному использованию. Субсидирование производства общественных благ может осуществляться путем добровольных пожертвований отдельных граждан и организаций, которые либо очень высоко ценят субсидируемые ими общественные блага, либо хотят приобрести за счет этого высокий общественный имидж. Вместе с тем, финансирование таким способом производства общественных благ не в состоянии обеспечить его социально эффективный уровень ввиду того, что спонсорские затраты не могут быть выше уровня извлекаемой спонсором предельной полезности. При взаимообусловленном финансировании рыночный оборот частного блага и доходы от продажи побочных продуктов обеспечивают финансирование производства общественного блага.

8. Рыночные способы предоставления общественных благ частным сектором должны быть дополнены различными способами государственного участия в их предоставлении. Государство берет на себя расходы, связанные с предоставлением общественных благ, когда возникающие при их потреблении положительные внешние эффекты не поддаются интернализации или когда это связано с очень большими издержками. В одних случаях оно осуществляет непосредственное производство общественных благ, в других – финансирует их производство частным сектором. Если государство считает частные блага общественно значимыми с социальной или политической точек зрения, то оно вмешивается в механизм их предоставления посредством различных субсидий, которые могут получать как потребители, так и производители данных благ. К производству общественных благ государство может подключать и частные фирмы, путем заключения с ними соответствующих контрактов. При выдаче государством ваучеров на обладающие позитивными внешними эффектами, но индивидуально потребляемые общественно значимые блага обеспечивается их поставка на основе вовлечения потребителей в рыночные отношения. В ваучерах указывается, какие блага и в каком объеме могут получить потребители, а у кого и когда их получать, они решают самостоятельно. Использование ваучеров позволяет стимулировать рост качества и объемов производства общественных благ.

 

Тесты и задачи

 

 

1. Чистые общественные блага - это блага:

а) производство и потребление, которых не связано с криминальной деятельностью;

б) производство и потребление, которых не связано с загрязнением окружающей среды;

в) которые потребляются людьми независимо от того, платили они за них или нет;

г) которые производят и потребляют домашние хозяйства.

2. Общественные блага относятся к провалам рынка потому, что:

а) на рынках этих благ цена может отклоняться от равновесной;

б) благодаря особенностям потребления общественных благ существует стимул уклоняться от финансирования их производства;

в) производители общественных благ получают дотации от государства;

г) общественные блага являются экономическими благами.

3. Свойство неконкурентности в потреблении общественных благ означает, что:

а) прибавление дополнительного потребителя не снижает полезность для остальных потребителей данного блага;

б) прибавление дополнительного потребителя снижает полезность для остальных потребителей данного блага;

в) в случае появления новых потребителей блага полезность остальных потребителей увеличивается;

г) на рынке данного блага существует монополия.

4. Что из перечисленного относится к чистым общественным благам:

а) общественный транспорт;

б) спортивные состязания;

в) музеи;

г) национальная оборона.

5. Неконкурентность и неисключаемость являются характеристиками:

а) нормальных товаров;

б) недоброкачественных товаров;

в) общественных товаров;

г) дефицитных товаров.

6. Свойство неделимости в потреблении общественных благ означает, что:

а) невозможно физически исключить кого-либо из пользования данным благом;

б) индивид не может непосредственно выбирать объем потребления блага, а потребляет весь объем предоставляемого блага;

в) прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности для остальных потребителей данного блага;

г) невозможно отразить в рыночных ценах полные общественные затраты, возникшие в связи с производством и потреблением товара.

7. Что из перечисленного относится к перегружаемым общественным благам:

а) библиотеки;

б) автомобильные дороги;

в) бесплатное образование;

г) все вышеперечисленное.

8. Что из перечисленного относится к исключаемым общественным благам:

а) общественный транспорт;

б) кабельное телевидение;

в) платное образование;

г) все вышеперечисленное.

9. Эффективным является такой объем производства чистого общественного блага, при котором:

а) ни один потребитель не ограничен в его потреблении;

б) общественные предельные издержки производства блага равны общественным предельным выгодам его потребления;

в) частные предельные издержки производства равны общественным предельным выгодам его потребления;

г) потребители максимизируют полезность.

10. Ограниченные возможности рынка в предоставлении общественных благ обусловлены:

а) неспособностью частных производителей выявить такие блага;

б) высокой конкуренцией на рынке общественных благ;

в) способностью потребителей уклоняться от оплаты потребляемых благ;

г) государственным регулированием цен на такие блага.

11. Кривая рыночного спроса на общественное благо:

а) не отличается от кривой спроса на частное благо;

б) определяется суммированием по горизонтали всех кривых индивидуального спроса;

в) определяется суммированием по вертикали всех кривых индивидуального спроса;

г) все предыдущие ответы неверны.

12. Какие из перечисленных ниже общественных благ являются чистыми:

а) поддержание чистоты в городе;

б) национальная оборона;

в) пенсионное обеспечение;

г) кабельное телевидение.

13. Выберите свойство чистых общественных благ:

а) делимость;

б) исключаемость в потреблении;

в) неконкурентность в потреблении;

г) максимальная информированность общества об этом благе.

14. Какие внешние эффекты проявляются при производстве чистых общественных благ:

а) положительные;

б) отрицательные;

в) положительные и отрицательные;

г) внешние эффекты отсутствуют.

15. Правовой норме, как общественному благу, присущи следующие свойства:

а) неконкурентность;

б) неисключаемость;

в) неисчерпаемость;

г) все указанное верно.

16. Кривая рыночного спроса для общественных товаров может быть получена путем:

а) суммирования по вертикали кривых индивидуального спроса на общественные товары;

б) суммированием по горизонтали кривых индивидуального спроса на общественные товары;

в) умножения издержек на производство единицы общественного товара на количество доступных товаров;

г) нет верного ответа.

17. Общественные товары - это товары:

а) для которых не существует проблемы «безбилетника»;

б) для которых не существует никаких внешних эффектов;

в) которые являются неисключаемыми;

г) для которых не существует проблемы отрицательного отбора.

18. Конкурентные рынки не могут обеспечить предоставление оптимального количества общественных благ, так как:

а) общественные блага требуют больше затрат, чем частные фирмы могут осуществить;

б) не всем нужно одинаковое количество общественного блага;

в) существует проблема «безбилетника»;

г) обеспечение общественными благами - задача каждого потребителя.

19. «Безбилетник» - это тот, кто:

а) потребляет больше общественного блага, чем другие;

б) старается убедить остальных не потреблять данное общественное благо;

в) платит налоги, не используя лазейки в законах;

г) уклоняется от участия в финансировании производства общественных благ.

20. Частные фирмы не способны осуществлять финансирование оптимального объема фундаментальных научных исследований потому, что эти исследования:

а) приносят выгоду обществу в целом, включая и неплательщиков;

б) приносят выгоды, которые не могут быть измерены в деньгах;

в) не дают прибыли;

г) все вышесказанное не верно, так как нерегулируемый рынок всегда поставляет оптимальный объем фундаментальных исследований.

21. Свойство неисключаемости в потреблении общественных благ означает, что:

а) индивид не может непосредственно выбирать объем потребления блага, а потребляет весь объем предоставляемого блага;

б) прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности для остальных потребителей данного блага;

в) невозможно физически исключить кого-либо из пользования данным благом;

г) невозможно отразить в рыночных ценах полные общественные затраты, возникшие в связи с производством и потреблением товара.

22. Примером чистого общественного блага может служить:

а) высшее учебное заведение;

б) маяк;

в) общественный транспорт;

г) автомобильная дорога.

23. Перегружаемые смешанные блага:

а) неконкурентны в потреблении и неисключаемы;

б) неисключаемы в потреблении, но свойство неконкурентности в потреблении выполняется только до определенного момента;

в) неконкурентны в потреблении, но не выполняется условие неисключаемости;

г) конкуретны в потреблении и исключаемы.

24. Примером перегружаемых смешанных благ может служить:

а) автомобильная дорога;

б) городской парк;

в) маяк;

г) кока-кола.

25. Примером исключаемого смешанного блага может служить:

а) автомобильная дорога;

б) общественный транспорт;

в) маяк;

г) кока-кола.

26. Функция индивидуального спроса на общественное благо:

а) имеет отрицательный наклон;

б) это зависимость получаемой индивидом предельной выгоды от объема потребления блага;

в) показывает, какую цену согласен заплатить индивид за предоставление ему дополнительной единицы общественного блага;

г) все ответы верны.

27. Оптимальный объем производства общественных благ определяется при условии, что:

а) суммарная предельная выгода потребителей равна предельным затратам, по которой данное количество общественного блага готов предложить производитель;

б) ни один из потребителей общественного блага не ведет себя как "безбилетник";

в) государство собирает все налоги в бюджет;

г) верны ответы а) и б).

28. Проблема безбилетника возникает:

а) при производстве частных благ;

б) при небольшом числе потребителей общественных благ;

в) при большом числе потребителей общественных благ;

г) все ответы неверны.

Вопросы к экзамену

Вопросы к экзамену.

1. Чистые частные блага и чистые общественные блага. Свойства чистых общественных благ. Смешанные блага.

2. Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный спрос на общественные блага.

3. Производство общественных благ и его эффективный объем. Роль государства в обеспечении предложения общественных благ.

 

Понятия и определения

 

 

Ваучерная система – это поставка общественных благ конкурирующими между собой поставщиками на основе ваучеров, которые государство выдает потребителям.

Блага совместного потребления – это блага, характеризующиеся высокой степенью избирательности и низкой степенью неисключаемости.

Избирательность (конкурентность) в потреблении благ – это когда получение выгод от потребления блага одним субъектом делает невозможным получение этих выгод другими субъектами.

Клубные блага – это блага, доступность к потреблению которых ограничена членством в особых объединениях (клубах).

Коллективные блага – это блага, которым присуща высокая степень неисключаемости и низкая степень избирательности..

Неисключаемость благ в потреблении – это когда потребление благ одним субъектом не исключает его потребления другими субъектами.

Неизбирательность (неконкурентность) в потреблении благ – это когда получение выгод от потребления блага одним субъектом не ограничивает возможности их получения другими субъектами.

Перегружаемые блага – это блага, неконкурентность в потреблении которых существует до определенного предела, очерченного «точной перегрузки», после которой предоставление таких благ дополнительному потребителю сопровождается ростом предельных издержек их предоставления.

Предельная общественная полезность чистого общественного блага – это сумма индивидуальных предельных полезностей всех потребителей.

Субсидирование производства общественных благ – это финансирование их производства путем добровольных пожертвований отдельных граждан и организаций.

«Точка перегрузки» - это момент начала роста предельных издержек предоставления перегружаемого блага.

Чистое общественное благо – это благо, которое обладает признаками неизбирательности и неисключаемости, не может быть представлено кому-то отдельно, а потребляется сообща и приносит полезность всем его потребителям.

Эффективный объем чистого общественного блага – это когда предельная общественная выгода от общественного блага, представляющая собой сумму предельных выгод всех потребителей, равна предельным общественным издержкам его производства.