background:#336699;

index

Лекция  -  Этнокультурные условия социализации.

План:

  1. Понятие этнос
  2. Этнос как фактор социализации

Литература:

1. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.,1997

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика.

 

1 вопрос. Понятие этноса.

Понятие "этнос" появилось в социологии сравнительно недавно. В Западной Европе интерес к этническим проблемам возник после окончания Второй мировой войны, когда в страны Европы и Великобританию начался приток иммигрантов из Африки. В СССР понятие этнос в 1970-е гг. ввел в научный оборот Ю.В. Бромлей. До сих пор среди исследователей нет единого мнения о том, что такое "этнос", "этническая общность" и "этническая группа". Многие авторы в своих трудах используют их как синонимы. Однако различия есть, и состоят они в следующем.

   Этнос – исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающих общим менталитетом, этническим самосознанием и характером, стабильными особенностями быта, культуры, также осознанием своего единства и отличия от   других подобных образований.

Э́тнос (от греч. θνος — народ) — группа людей, объединённая общими признаками, объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки:

  • происхождение,
  • язык,
  • культуру,
  • территорию проживания,
  • самосознание и др.

Некоторые исследователи считают существование феномена, обозначаемого термином "этнос", в лучшем случае гипотезой ввиду того, что, по их мнению, непротиворечивого определения понятия не предложено.

Этнос – общая расовая, языковая или национальная идентичность социальной группы.

Этнос (народ) - это сложившаяся устойчивая группа людей, характеризующаяся общностью языка, территории, особенностями быта, культуры и этническим самосознанием.

Этнос может объединять людей по нескольким признакам:

  • культурным (язык, традиции, обычаи),
  • религиозным (идеологическим),
  • национальным (политическим),
  • генетическим (расовым) (например, говорят – "он этнический русский", то есть – русского происхождения, хотя сам индивид, может быть, и не догадывается об этом).

Этнос характеризуется не каким-то одним из этих признаков, например, только общим языком, или только общей территорией, а их совокупностью. Так, англичане, жители США говорят на английском языке, но это разные народы. Язык должен обеспечивать обмен информацией между всеми представителями народа.

Этническая общность – совокупность людей, объединенных общими этническими признаками и осознающих свою принадлежность к данному этносу.

Этническая группа – устойчивая группа людей, имеющих общую историю, обычаи и идентичность, а в большинстве случаев и язык, и религию, осознающих себя как единое целое.

Этноцентризм - тенденция судить о поведении других групп по стандартам собственной группы, нетерпимость к иным этносам и культурам.

Этнический состав населения - это результат длительного исторического процесса смешения и переселения представителей разных рас и этносов.

В недавнем прошлом, когда различные этносы существовали сравнительно локально, изолированно друг от друга (препятствием для смешивания служили как национальные границы, так и культурные (языковые, религиозные и т.п.) различия, этноцентризм), этническая общность и этническая группа были идентичны друг другу.

Следствием массовых миграций народов мира в ХХ в. стало то, что в настоящее время этническая общность охватывает всех представителей того или иного этноса, где бы они ни проживали, даже если их не объединяет ничего, кроме происхождения и самоосознания принадлежности к этому этносу; этническая группа, как правило, существует в пределах национального государства, либо на определенной территории в составе государства (автономная республика, область, округ, район), что позволяет ее представителям активно взаимодействовать и воспроизводить в каждом последующем поколении структуру своего этноса.

Структура этноса включает:

1) язык (речь, манеру общения, мимику, жесты);

2) бытовую культуру (одежду, приготовление пищи, вид и обстановку жилища);

3) обычаи и традиции (праздники, обряды, типичные модели поведения, трудовую, досуговую и иную деятельность);

4) этническое самосознание (самоидентификацию – осознание себя принадлежащим к той или иной группе, в данном случае – этнической);

5) этническое родство (чувство этнической солидарности – осознание общности происхождения, интересов, потребностей с другими представителями данной группы);

6) самоназвание (этноним, например, русские).

Этносы возникли в глубокой древности, существуют сегодня и, очевидно, сохранятся в обозримом будущем, придавая своеобразие социокультурным общностям людей.

Исследователи выделяют три исторических формы существования этнических групп:

1) племя – людей, объединенных родовыми и социальными связями (важнейшие признаки племени: этнокультурная общность, этническое самосознание и самоназвание);

2) народ – общность, объединенную преимущественно социально-экономическими связями и характеризующуюся более высоким уровнем развития языка, материальной и духовной культуры;

3) нацию – наивысшую на сегодняшний день историческую форму этнической группы, объединенную, главным образом, экономическими и политическими связями. Первые нации появляются в период капитализма (западная Европа ХУ!-ХУ!! Вв.)

Нацию отличают:

  • специфическое национальное самосознание;
  • развитой, литературный язык;
  • профессиональная культура;
  • устойчивый социально-классовый состав, соответствующий эпохе промышленно-научного развития;
  • национальная государственность или развитое движение за ее достижение;
  • экономическая общность на основе национальной государственности.

Исторически племя возникает в период формирования родоплеменного строя и преобразуется в народ на стадии появления государства. Однако некоторые этнические группы и до сегодняшнего дня существуют в виде племени (в странах Центральной Азии, Африки, Латинской Америки). Этническая группа в форме народа существовала в традиционных государствах докапиталистической эпохи. В период капитализма (в Западной Европе – с XVI–XVII вв.) появляются первые нации, объединенные в границах государств современного типа. Однако и до сегодняшнего дня не все народы мира стали нациями. Процесс трансформации народов в нации является важнейшей особенностью современного этапа развития этнонациональных отношений (6.2).

Всего в мире насчитывается 3-4 тысячи этносов. Часть из них превратились в нации, другие представляют собой народности, племена.

Классификация этносов проводится по различным признакам, главные из которых численность и язык.

По численности народы мира различны. Подавляющее большинство народов малочисленно. Только 310 народов имеют численность более 1 млн чел., но на них приходится около 96% населения Земли.

К крупнейшим по численности народам мира относятся:

  • китайцы (1 120 млн чел.);
  • хиндустанцы (219 млн чел.);
  • американцы США (187 млн чел.);
  • бенгальцы (176 млн чел.);
  • русские (146 млн чел.);
  • бразильцы (137 млн чел.);
  • японцы (123 млн чел.).

Более 30 млн человек насчитывают следующие народы: бихарцы, пенджабцы, мексиканцы, немцы, корейцы, итальянцы, вьеты, французы, англичане, украинцы, турки,поляки и др.

По языку народы объединяют в языковые семьи, которые, в свою очередь, делятся на языковые группы. Всего в мире выделяется 20 языковых семей. Крупнейшими из них являются:

  • индоевропейская, на языках которой говорят 150 народов (около 2,5 млрд чел.). К ней относятся романские языки (французский, испанский, португальский, итальянский), германские (немецкий, английский, идиш, голландский), славянские (русский, польский, украинский), индоарийские (хинди, 'маратхи, пенджаби), иранские (персидский, таджикский) и др.;
  • китайско-тибетская, на языках которой говорят преимущественно в Китае, Непале, Бутане (свыше 1 млрд чел.).

Языковая классификация народов существенно отличается от национальной, поскольку распространение языков не совпадает с этническими границами. Например, в бывших колониях Испании, Великобритании, Франции в Африке, Азии, Латинской Америке говорят на языках метрополий.

 

  1. 2Вопрос. Этнос как фактор социализации

   Каждый этнос имеет свои специфические черты, которые сформировались в течение веков под влиянием природных , климатических, исторических, экономических, религиозных, социальных и иных   обстоятельств.

      Под этническими особенностями подразумевается система свойств не отдельного индивида, а многочисленной группы – нации.

      Всякий этнос культурно-историческая общность, но не всякая историко-культурная общность –этнос. Этнические особенности обеспечивают своеобразие этнической культуры.. В каждый момент истории взаимопересечение огромного числа культурных общностей образует сложную сеть, которая обеспечивает земной культуре единство и многообразие; дополняет, обогащает этнические культуры.

Этнические культуры отличаются друг от друга потому что у разных народов действия направленные на удовлетворение одних и тех же потребностей выполняются часто по-разному. Так, представители белорусского этноса   при еде садятся за стол, пользуются ножом и вилкой; ложась спать мы кладем голову на подушку. Для нас это представляется естественным. У японцев же, да и многих народов Востока до сих пор сохранилась традиция за едой приседать на корточки, во время еды сидеть на ковре.

Этнические своеобразие проявляется также в том как:

  • люди работают,
  • какими орудиями пользуются,
  • какие жилища, одежду, еду предпочитают.

Этнические особенности проявляются в пище, способах ее приготовления. Так, в Молдавии хлеб пекут из кукурузы, в Грузии – это ловаш; или белорусский студень – это охлажденное блюдо, а на Кавказе его падают горячим.

Этническое своеобразие проявляется в обычаях, стереотипах поведения разных народов. Так, в Европе цвет траура черный, а в Китае –белый; христиане –мужчины входя в храм снимают головной убор, еврей же входя в синагогу покрывает голову.

У разных этносов разное представление о красоте. Так, древние сарматы (обитатели южных степей России) изменяли с помощью определенных приспособлений форму головы, так как им не нравилась естественная форма. Раскопки свидетельствуют, что у сарматов почти отсутствовал вертикальный лоб. В Индии до сих пор сохранилась традиция дырявить нос, чтобы продеть украшения.

   У каждого этноса свое представление об идеале человека. Так, у белорусов – это трудолюбивый, доброжелательный, толерантный   человек; у восточных народов- храбрый джигит.

Этническим своеобразием отличаются народное творчество, народные песни, танцы, музыка, ремесла. Каждый человек, как представитель своего народа является носителем комплекса характерных для него культурных особенностей. Эти этнические особенности не передаются биологически по наследству, а принимаются человеком в процессе социализации в детстве у родителей, других взрослых. Главными факторами, обуславливающими своеобразие этнической культуры, а следовательно и социализацию в том или ином этносе выступают:

  1. nспецифика взаимодействия каждого народа с окружающей природной средой;
  2. nпреемственность поколений;
  3. nприродные ресурсы и способы их использования;
  4. nрод занятий этноса.

Этнические особенности нельзя игнорировать в процессе социализации, но и абсолютизировать их роль не следует.

Процесс социализации в том или ином этносе связан с этническими особенностями, которые условно можно разделить на 2 группы:

  • витальные особенности социализации ( жизненные, т.е. биологические особенности, которые связаны с материально-бытовым укладом характерным для этноса, способами вскармливания детей, особенностями их физического развития.
  • метальные особенности социализации.

Менталитет - понятие введено в начале ХХ века французским ученым Л.Леви-Брюлем.

Обычно понятие «менталитет» толкуется как «образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы» [ФЭС 1998, 263], «склад ума, способ мировосприятия, интеллектуальный мир человека [Словарь иностранных слов 2001, 312], умонастроение.

Менталитет – духовный глубинный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущий этносу как большой группе, сформировавшейся в определенных природно-климатических, историко-культурных условиях.

Менталитет определяет свойственные его представителям способы видения и восприятия окружающего мира на различных уровнях: когнитивном, аффективном, прагматическом.

      Менталитет этноса во многом определяет отношение его представителей к труду и специфические традиции, связанные с трудом; представления об удобствах быта и домашнем уюте; идеалы красивого и некрасивого; нормы полоролевого поведения, в частности понятия о приличиях в проявлении чувств и эмоций; представление о семье, семейных отношениях и т.д.

Менталитет этноса влияет как на стихийную социализацию, так и на относительно-социально контролируемую ( т.е. через воспитание).

Ментальность этноса оттачивается временем, из нее выбывают ее неустойчивые архаичные формы, которые заменяются привнесенными эпохой и внешними влияниями элементами. Чаще всего это происходит тогда, когда этнос изнутри разобщается под действием «раздражителей». Такими «раздражителями» являются критические ситуации, переходные периоды в развитии этноса, реакции на войну и на другие внешние факторы-вызовы.

Ментальность - это «манера чувствовать и думать, присущая людям данной социальной системы в данный период их истории» [Гуревич 1984, 37]. Ментальность складывается из этих «манер чувствовать и думать» на протяжении всей истории этноса, и потому значительная часть ее умственной и поведенческой культуры стала генетически закрепляться и выражаться в устоявшихся представлениях, образе мысли и поведенческих стереотипах

Оформить заказ оригинальной работы

Поля со знаком (*) обязательны для заполнения.
Имя (*)
Заполните корректно поле
Страна (*)
Заполните корректно поле
Город (*)
Заполните корректно поле
Телефон
Неверный Ввод
E-mail (*)
Некорректный адрес
Сообщение
Неверный Ввод
Когда с Вами лучше связаться? (*)
Введите дату
Отправить заказ