background:#336699;

index

Лекция 1 Методологические аспекты организации и системы управления физической культурой и спортом

 

1 Социальное значение физической культуры и спорта в Республике Беларусь.

2 Общие понятия. Система управления физической культурой и спортом в стране.

3 Функции, принципы и методы управления физкультурно-спортивными организациями.

 

1 Социальное значение физической культуры и спорта в Республике Беларусь

 

С первых шагов своего существования в статусе суверенного государства, Беларусь определила физическую культуру, спорт и туризм в рамки неотъемлемых культурно-нравственных и духовных приоритетов государственной и социальной политики. Это подтверждается правовой основой: в стране действуют Законы Республики Беларусь «О физической культуре и спорте», «О туризме», реализуются Государственные программы: по развитию физической культуры и спорта, по формированию здорового образа жизни населения. В республике проводятся массовые спортивные соревнования под девизом «За здоровую нацию в новом тысячелетии», «За физическое и нравственное здоровье нации». Очень популярны республиканские встречи в рамках программы «Спорт для всех». Год Олимпиады-2004 был объявлен в Республике Беларусь «Годом здорового образа жизни». За последнее пятилетие в республике (в среднем за год) вводится в строй до 30 спортивных залов, 4 плавательных бассейна, 37 спортивных площадок. Популяризации здорового досуга, активного образа жизни, творческих и физических возможностей граждан страны способствует развитие туристического направления. Активно внедряются в жизнь разнообразные виды туризма, такие как экологический, социальный, самодеятельный, внутренний, выездной. Республика Беларусь входит в ведущую группу стран мира с высоким уровнем потенциала развития. Физическая культура доступна сегодня всем категориям граждан: наращивает темпы адаптивная физическая культура и спорт. Беларусь сохранила высокий уровень подготовки физкультурно-спортивных кадров, в каждом областном центре на базе государственных университетов работают факультеты физической культуры и спорта, а деятельность и достижения Белорусского государственного университета физической культуры в г. Минске известна далеко за пределами страны. Успешное выступление белорусских команд на международной арене свидетельствует об эффективном развитии и поддержке государством спорта высших достижений. Лучшим нашим атлетам Указом Президента Республики Беларусь установлены именные стипендии. Реконструируются и возводятся новые спортивные сооружения и физкультурно-спортивные комплексы. Создана эффективная система управления физической культурой и спортом. Все выше изложенное служит подтверждением социального значения этой сферы деятельности.

 

2 Общие понятия. Система управления физической культурой и спортом в стране

 

Физическая культура и спорт относятся к сфере социальной жизни, представляя собой неотъемлемый элемент нематериального производства. В связи с этим, для организации деятельности физкультурно-спортивных структур и лиц задействованных в этом, правомочность использования понятия «управление» не вызывает сомнения. Управление физической культурой и спортом представляет собой систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и планомерного развития отрасли в целях полного удовлетворения потребностей граждан в физкультурном совершенствовании. Понятие организация может рассматриваться в аспекте данного вопроса двояко: а) это объединение людей с едиными целевыми функциями; б) это управляемое действие. Система – это нечто целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Любая система имеет две основные содержательные характеристики. Во-первых, целостность: т.е. совокупность конкретных, с присущими только им свойствами и характером взаимосвязанных частей. Во-вторых, делимость: система состоит из подсистем, которые обладают системными свойствами, но на более низком уровне. Система управления физической культурой и спортом – это система, в которой реализуются функции управления. Следовательно, организация физической культуры и спорта – это процесс систематизированной деятельности всех взаимозависимых надсистем и подсистем управления, объектов и субъектов отрасли. Субъектами выступают прежде всего Республиканские государственные и общественные органы исполнительной власти и Республиканские органы управления физической культурой и спортом Беларуси. Объектами, в данном случае, будут выступать физкультурно-спортивные организации различного уровня и характера. Взаимодействие между субъектами и объектами в организации физической культуры и спорта может быть «прямое» (действие руководителя, тренера и т.д.) и «косвенное» (правительственные решения).

Система управления физической культурой и спортом в Республике Беларусь представлена, на сегодняшний день, субъектами самого высокого уровня: Национальное собрание Республики Беларусь; Палата представителей; Совет Республики; Президент Республики Беларусь; Совет Министров (правительство), которые представляют, говоря языком управления, надсистему. И субъектами двух подсистем I и II (рис.1).

I подсистема – субъекты государственной структуры, т.е. Министерства, ведомства и субъекты государственной специальной компетенции (в сфере физической культуры и спорта).

II подсистема – субъекты общественной структуры.

 

Система управления ФК и С в Республике Беларусь

 

   3 Функции, принципы и методы управления физкультурно-спортивными организациями

Функция, в переводе с латинского, обозначает деятельность. В сфере управления она понимается как конкретная обязанность, круг деятельности, назначение.

Функции управления бывают:

а) основными или общими, т.е. присущие всем управленческим субъектам независимо от их профиля;

б) специфическими или профессиональными;

в) руководства.

К основным функциям управления относятся:

-         подготовка и принятие управленческого решения (определение цели управления, планирование деятельности, формулировка решения);

-         организация исполнения запланированной деятельности, практическое решение поставленных задач (выбор оптимальных форм и методов, назначение сроков исполнения, выделение необходимых ресурсов, учет реальных условий и возможностей, четкое определение прав и обязанностей исполнителей и т.д.);

-         регулирование исполнительной деятельности(взаимоотношения исполнителей с окружающей средой, действия субъектов, согласование производственных операций);

-         оценка выполненной работы по запланированным оздоровительным, социальным, экономическим показателям.

Специфическими функциями называются функции органов управления. Они определяются целями и назначением управляемой системы. В отрасли «Физическая культура и спорт» специфическими функциями являются:

-         физическое воспитание населения, помощь в создании физкультурных организаций, внедрение прогрессивных форм и методов физкультурно-оздоровительной работы и т.д.;

-         развитие спорта, деятельность спортивных клубов, федераций, школ;

-         управление материально-техническим обеспечением физической культуры и спорта;

-         управление развитием науки о физическом воспитании и спорте;

-         программно-методическое обеспечение;

-         управление подготовкой и повышением квалификации физкультурных кадров;

-         проведение спортивных мероприятий;

-         координация строительства спортивных объектов;

-         пропаганда физической культуры и спорта;

-         представительство местных спортивных организаций в вышестоящих органах управления;

-         развитие международных спортивных связей.

К функциям руководства относятся виды необходимой деятельности руководителей.

В теории управления под термином принцип (лат.- основание) понимается обязательное условие. Следует выделить следующие общие принципы эффективного управления физической культурой и спортом в Республике Беларусь:

-         компетентность в управленческой сфере;

-         владение методами управления;

-         знание цели управления;

-         способность управляемого объекта к изменению своего состояния;

-         наличие реальных возможностей для практического осуществления управленческой деятельности.

Кроме общих принципов, на сегодняшнем этапе управленческой деятельности можно выделить и частные принципы:

-         принцип партийности (тоталитарное государство);

-         принцип корпоративности (предпринимательские объединения);

-         принцип сочетания интересов личности, общества, коллектива (государство с развитой рыночной экономикой);

-         принцип большинства;

-         принцип единоначалия (армия);

-         территориально-отраслевой принцип (профессиональные ведомства = государственные органы);

-         принцип равного представительства.

Методы управления. Метод, в переводе с греческого, означает прием или способ познания. В управлении физической культурой и спортом различается четыре вида методов: организационно-распорядительные, социально-психологические, организационно-педагогические, экономические.

Организационно-распорядительные методы управления базируются на законах организации совместной деятельности людей, установлении определенного порядка взаимодействия между ними.

Можно различить 3 группы организационно-распорядительных методов.

Первая группа – организационно-стимулирующие. С их помощью устанавливаются долговременные связи в системах управления между людьми и группами. При этом определяются штаты и структура организации, утверждаются положения об исполнителях, регламентируются действия управляемых объектов, выбираются концепции управления (положения о физкультурно-спортивных мероприятиях, уставы спортивных организаций, единая спортивная классификация и т.д.).

Вторая группа – распорядительные методы. Они обеспечивают оперативное управление людьми и организациями. К распорядительным методам относятся заключения договоров и соглашений, отдача распоряжений, принятие приказов, обязательных для управляемых объектов.

Третья группа – дисциплинарные методы. К ним относятся выговоры, предупреждения, замечания, понижения в должности, отстранение от работы и другие санкции, необходимые для поддержания стабильности, организационных связей и отношений в управляемых организациях, их ответственности за своевременность, качество, правильность работы.

Социально-психологические методы управления представляют собой способы воздействия на социальные и психологические интересы организаций и их персонала. Эти методы несколько условно можно разделить на социальные и психологические. Социальные методы направлены на:

а)     повышение активности подчиненных (копирование лидеров, установление стандартов образцового поведения);

б)    поддержание преемственности (конкурсы мастерства, праздники спортивных школ, лагерей, завершение деловых операций и др.);

в)     моральное стимулирование – похвала, поздравления, книга почета;

г)     социальное нормирование (этикет и нормы отношений, определение распорядка);

д)    социальное планирование, направленное на улучшение условий труда, быта, отдыха, повышение квалификации.

Психологические методы связаны с гуманизацией труда. Они включают ликвидацию монотонности трудовой деятельности, оптимальную цветовую раскраску оборудования и рабочего помещения, трансляцию специальной музыки, гигиену рабочих мест и их комфортность и т.п. К психологическим методам относятся:

-         побуждение к активности (поощрение творчества, инициативы, самостоятельности);

-         удовлетворение профессиональных интересов;

-         комплектование групп по психологической совместимости;

-         профессиональный отбор по способностям и возможностям;

-         установление хороших взаимоотношений между руководителями.

Механизм использования социально-психологических методов включает проведение социологических исследований.

Организационно-педагогические методы управления (ОПМ) – это методы, основой которых является воспитание и обучение. Суть ОПМ – побуждение объектов управления (подчиненных, исполнителей) к активному, творческому участию в деятельности предприятия, фирмы, организации, учреждения. содействие полному раскрытию их трудового потенциала, а также рациональная форма организации их работы. В области управления физической культурой и спортом могут применяться следующие ОПМ:

-         коллективный поиск решений проблемы (оптимальные варианты, «мозговая атака»);

-         учет личностных особенностей. Этот метод предполагает информированность руководителя о способностях, интересах, состоянии здоровья подчиненных и распределение производственных функций. Этот метод особенно важен при создании общественных органов управления (комитеты, комиссии и т.п.);

-         инструктирование. Заключается в своевременном сообщении исполнителям условий, заданий и правил, необходимых для качественного выполнения порученной работы. Инструктирование проводится в форме индивидуального напутствия, специальных письменных инструкций, вопросников и памяток. Он широко используется в управлении учебно-тренировочным процессом

-         наглядная ориентация. Использование этого метода требует подготовки графических или объемных пособий, схем, чертежей, моделей, поясняющих взаимосвязи, порядок, динамику и результативность деятельности. Примером применения наглядной ориентации могут быть личная карточка спортсмена, методические буклеты.

-         сценарное планирование. Это последовательное описание основных операций и элементов деятельности с техническими и методическими разъяснениями. Примером сценарного плана является разработка положения о соревнованиях, сценариев оперативно-зрелищных представлений, оперативных рабочих планов и др.

к экономическим методам управления относятся методы, в которых в качестве инструментов управления выступают материальные ценности: деньги, валюта, ресурсы, сырье. В сфере управления физкультурным движением можно выделить 3 направления экономического воздействия:

-         финансирование. Финансирование за счет республиканских и местных бюджетов. на осуществление конкретных программ, физкультурным организациям могут выделяться субсидии и дотации. К этому же направлению можно отнести разного рода льготы (освобождение спонсоров от налогов на выделяемые на спорт суммы) и материальные поощрения.

-         экономические санкции, которые осуществляются соответствующими государственными органами (Госкомспорт, экологический контроль и др.) в виде штрафов, прекращения кредитования, повышения процентных ставок по ссудам, а также путем издания соответствующих приказов и инструкций.

-         регламентация расходов и затрат осуществляется ведомственными управленческими органами с целью упорядочения финансовой деятельности и повышения финансовой дисциплины. Регламентация проводится путем нормирования денежных, валютных и ресурсных фондов, постатейного финансирования с определением нормативов (оплаты судей, расходы на питание членов сборных команд и т.п.).

 

 

Оформить заказ оригинальной работы

Поля со знаком (*) обязательны для заполнения.
Имя (*)
Заполните корректно поле
Страна (*)
Заполните корректно поле
Город (*)
Заполните корректно поле
Телефон
Неверный Ввод
E-mail (*)
Некорректный адрес
Сообщение
Неверный Ввод
Когда с Вами лучше связаться? (*)
Введите дату
Отправить заказ