background:#336699;

index

Лекция 2 Первые шаги советской физической культуры (1917-1941 гг.)

 

  1. 1.Теоретические истоки советской системы физического воспитания.
  2. 2.Роль и значение деятельности П.Ф. Лесгафта.
  3. 3.Становление и развитие советской системы физического воспитания (1917-1941 гг.).
  4. 4.Развитие физической культуры в Советской Белоруссии довоенного периода (1917-1941 гг.).

 

 

1.Теоретические истоки советской системы физического воспитания

 

Принципиально новый этап развития физической культуры в Беларуси начался с 1917 г., после победы Великой Октябрьской социалистической революции, результатом которой было рождение нового государственного устройства - впервые провозгласившего власть класса неимущих. Все сферы деятельности были направлены на улучшение жизни народных масс: крестьян, рабочих, бедной интеллигенции. Таким образом, на протяжении семи десятков лет, в СССР, в состав которого входила и Белоруссия, была создана одна из самых эффективных систем физического воспитания. Физическая культура и спорт стали доступны всем.

В основу создания советской системы физического воспитания был положен опыт и теоретические труды основоположников социализма, научного коммунизма.

Возникновение нового учения о физическом воспитании как составной части воспитания рабочего класса и беднейшего крестьянства и их поколений относится к середине XIX века, когда условий для распространения физической культуры среди трудящихся не было. Поэтому лучшие представители буржуазной интеллигенции пытались найти такие пути организации общества, которые могли бы предотвратить умственную и физическую деградацию народных масс. Огромный вклад в этом учении принадлежит Сен-Симону (1760-1825 гг.), Шарлю Фурье (1772-1837 гг.), Роберту Оуэну (1771-1838 гг.) и идеологам рабочего класса Карлу Марксу (1818-1885 гг.) и Фридриху Энгельсу (1820-1895 гг.). Шарль Фурье считал, что главным пороком буржуазной системы воспитания является его недоступность для детей трудящихся. Ш.Фурье была разработана система, по его мнению предполагающая всестороннее воспитание: с 3 до 9 лет трудовые игры, физическое закаливание, основы механики, подвижные игры; с 9 до 16 лет - образование, сочетаемое с физической и трудовой деятельностью. В 1830-40 гг. во Франции и США сторонники Фурье предприняли попытки создания производственно-бытовых общин. Однако в условиях капиталистического общества эти общины долго не продержались. Роберт Оуэн видел основную причину социальных бедствий и тяжелого положения трудящихся в недостаточном развитии народного просвещения. Будучи хозяином бумагопрядильной фабрики в Шотландии, Р.Оуэн пытался осуществить свою теорию на практике, обучая детей рабочих. Он открыл школу, где они получали общее образование, занимались физической культурой и получали основы производственного труда. Робертом Оуэном были построены специальные площадки для игр, военных упражнений, гимнастики. В дальнейшем в США он попытался привлечь трудящихся к построению социалистической общины "Новая гармония" (1825 г.), где мечтал осуществить свою теорию всестороннего воспитания детей трудящихся. Карл Маркс и Фридрих Энгельс, создатели теории научного коммунизма, отводили огромное значение в своей идеологии воспитанию. В "Манифесте коммунистической партии" они определили задачи воспитания пролетариата в новом общественном, свободном обществе. В инструкции делегатам на Женевский конгресс Международного товарищества рабочих (1866 г.) Карл Маркс писал: "Под воспитанием мы понимаем три вещи: во-первых - умственное воспитание, во-вторых, физическое, такое какое дается детям в гимнастических школах, в-третьих, техническое воспитание, знакомство с основными принципами производства". В дальнейшем в систему воспитания основоположником научного коммунизма было введено понятие "эстетического и нравственного" воспитания. В своей книге "Положение рабочего класса в Англии" Фридрих Энгельс назвал положение рабочих (по состоянию здоровья) "сознательным социальным убийством, организуемым буржуазией". Это послужило толчком к созданию рабочих спортивно-гимнастических клубов и объединений среди трудящихся. Введенный Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом термин "всестороннее воспитание личности" - стал основой формирования подрастающего поколения в советской системе воспитания.

 

2.Роль и значение деятельности П.Ф. Лесгафта

 

В основу советского физического воспитания была положена научно-методическая и практическая деятельность великого русского ученого Петра Францевича Лесгафта, которому принадлежит учение об общественном значении физической культуры. П.Ф. Лесгафт на личные сбережения и пожертвования, собранные учениками, открыл первое в Царской России специальное высшее учебное заведение - "Курсы воспитательниц и руководительниц физического воспитания" (1896 г.). В 1905 г. курсы были преобразованы в Вольную Высшую Школу (ВВШ). К П.Ф. Лесгафту приезжали учиться со всех уголков российской империи: Украины, Кавказа, Беларуси, Финляндии, Средней Азии, Польши. Учебное заведение было общественным и демократичным, в нем обучались люди различного вероисповедания, имущественного ценза, социального положения. Вся жизнь самого педагога-ученого, его взгляды и поступки, были сформулированы в жизненном кредо Лесгафта - "никогда и ни в чем не допускать насилия". Позже, советский физиолог Л.А. Орбели назовет систему физического воспитания П.Ф.Лесгафта "очеловеченной гимнастикой", а за выдающиеся заслуги ученого первый советский специальный вуз будет носить его имя. Свою теорию физического воспитания П.Ф.Лесгафт изложил в труде "Руководство по физическому воспитанию и образованию детей школьного возраста" (1888 г.). В этой книге он раскрыл принцип научной обоснованности физического воспитания на базе используемых обязательно педагогических, психологических, медико-биологических методов исследования; разработал принципы и подходы профессиональной подготовки специалистов; обосновал возрастные подходы; представил классификацию физических упражнений. А также установил и обосновал связь физического и умственного развития; показал важную роль двигательных действий во всех сферах жизнедеятельности человека (трудовой, бытовой, культурной).

 

3. Становление и развитие советской системы физического воспитания

(1917-1941 гг.)

 

Становление советского физического воспитания происходило на базе того, что ........

 

 zakazat-rabotu kupit-rabotu

 

 

...............................из них 600 участников - представители зарубежных рабочих спортивных организаций. Программа Спартакиады по своему разнообразию не знала равной себе в мировой истории. В 30-е годы активно создаются детские спортивные школы (ДСШ). Первыми из них были ДСШ "Юный динамовец" и "Юный спартаковец". К концу 1937 г. в СССР насчитывалось уже свыше 200 детских спортивных школ. Открылись всесоюзные секции (федерации) по видам спорта. Налаживаются с 1922 г. международные спортивные связи. Советские спортсмены в довоенный период приняли участие в слете спортсменов в Париже (1934 г.), Гетеборге (1935 г.), в III Международной рабочей Олимпиаде в Антверпене (1937 г.). Только с 1938-1940 г. в СССР приехало 250 иностранных спортсменов и 175 советских атлетов выезжали в зарубежные страны.

В 1935-1937 гг. создается в СССР Единая всесоюзная спортивная классификация (ЕВСК), включающая 10 видов спорта: гимнастика, легкая атлетика, плавание, коньки, борьба, бокс, тяжелая атлетика, фехтование, теннис, охотничий спорт. Введение спортивной классификации способствовало развитию массового спорта и росту спортивных достижений. Мастерство занимающихся оценивалось не только по разрядам. Было введено также почетное звание "Заслуженный мастер спорта" и "Мастер спорта" (1934-1935 гг.).

 

4. Развитие физической культуры в Советской Белоруссии

довоенного периода (1917-1941 гг.)

 

Первые шаги белорусской физической культуры после 1917 годы были нелегкими, так велась борьба с внутренней контрреволюцией и иностранной интервенцией. В марте 1918 г. на территории Советской Белоруссии начинают активную работу отделы и пункты всевобуча. Для повышения физической подготовленности населения повсеместно организуются спортивные кружки. Первыми были открыты "Олимп" в Витебске, "Единение" и "Спорт" в Гомеле (1919г.). Возобновили свою деятельность буржуазные кружки "Сокол", "Маккаби", "Богатырь". Появились комсомольские физкультурные кружки "Красная молодежь", "Юные большевики" в Сенно, Лепеле, Улле, Орше, Полоцке. После I Всероссийского съезда по физической культуре, спорту и допризывной подготовке был утвержден устав спортивного клуба (апрель 1919 г.). Это послужило основанием для создания широкой сети военно-спортивных клубов в белорусских городах: Бобруйске, Орше, Минске, Полоцке, Борисове, Витебске, Гомеле, Могилеве. Под патронатом всевобуча организуются физкультурные парады. Была проведена I губернская олимпиада, в которой приняли участие 240 атлетов в соревнованиях по легкой атлетике, верховой езде, французской борьбе и футболу. В Могилеве, Гомеле и некоторых других городах в 1923 г. организованы кружки "Чырвоны маладняк". В Витебске 20 мая 1920 г. состоялась первая в Белоруссии общегородская эстафета с финишем на площади Свободы. В этом же году проведены первые соревнования по лыжным гонкам. Большое внимание всевобуч уделяет и физическому развитию детей.

В 1920 г. в могилевском, а затем витебском губернских...............

 

 zakazat-rabotu kupit-rabotu

 

..............распространение получили добровольно-спортивные общества (ДСО) "Локомотив", "Динамо", "Пламя", "Молния", "Большевик", "Красная звезда". Численность занимающихся в них превысила 90 тысяч человек. Всего на 1941 г. в БССР было создано 3295 физкультурных коллективов, в которых подготовлено 154,4 тысячи физкультурников, в том числе 90 тысяч значкистов ГТО и 8 тысяч спортсменов разрядников. Была создана хорошая материально-техническая база: 400 спортзалов, 450 лыжных станций, 2000 площадок, десятки стадионов. Работало свыше 1203 специалистов.

 

Оформить заказ оригинальной работы

Поля со знаком (*) обязательны для заполнения.
Имя (*)
Заполните корректно поле
Страна (*)
Заполните корректно поле
Город (*)
Заполните корректно поле
Телефон
Неверный Ввод
E-mail (*)
Некорректный адрес
Сообщение
Неверный Ввод
Когда с Вами лучше связаться? (*)
Введите дату
Отправить заказ