background:#336699;

index

 

Основы техники преодоления горных склонов

 

Преодоление горных склонов на маршрутах походов и «моделей» склонов на дистанциях соревнований требует от туристов умений и навыков работы со страховочными веревками, и, в частности, вязки специальных узлов.

Как принято классифицировать веревочные узлы в туризме и альпинизме? Существенным основанием для классификации веревочных узлов (в дальнейшем – узлов) является их назначение. Ранее, в туристской практике было принято выделять три категории узлов: узлы для связывания веревок; узлы для привязывания веревок к объекту и субъекту и вспомогательные узлы узкоспециального назначения (прочие, в том числе схватывающие узлы).

В современной специальной литературе, с учетом, например, составления реестра узлов, допускаемых к использованию на туристских соревнованиях, принято выделять больше функциональных разновидностей узлов. Ниже мы представляем вариант такой классификации. По назначению узлы подразделяются на следующие категории:

  • Узлы для связывания веревок
  • Узлы проводника (для пристегивания конца веревки к карабину, привязывания или присоединения веревки к опоре)
  • Узлы для закрепления веревки на опоре или на транспортируемом предмете (не требующие карабина).
  • Вспомогательные узлы, в том числе схватывающие (фиксирующие) узлы и контрольные узлы.

Какие узлы используют для связывания веревок одного диаметра? Из обилия применяемых для этой цели узлов рассмотрим лишь три: прямой, встречный и грейпвайн. Прямой узел легко вяжется, но не является прочным и надежным. Использование его без контрольных узлов недопустимо.

Встречный узел (рисунок) легко вяжется и является весьма прочным; не требует контрольных узлов. Недостатком является то, что он сильно затягивается под грузом. Используется для связывания веревок любого диаметра, для связывания лент и сочетаний лента-веревка.

Узел грейпвайн (рисунок) весьма надежный, часто используется, например, для связывания петли самостраховки из отрезка репшнура. Под грузом грейпвайн сильно затягивается; для правильного вязания требуется практика.

Как вяжутся и для чего используются узлы проводника (петли)? Узлы проводника в основном используются для привязывания веревки к опоре или к человеку (в том числе для закрепления человека на опорах разного типа, веревочных перилах). Узлы проводника представляют собою завязанную на концах или посредине веревки петлю и часто применяются совместно с карабинами

Проводник восьмеркой (восьмерка) (рисунок) легко вяжется как на конце веревки, так и в ее середине; может вязаться одним концом, не затягивается «смертельно» под грузом. Пожалуй, наиболее часто используемый в практике туризма узел. В частности восьмерка вяжется на конце уса самостраховки. С помощью восьмерки закрепляются перила на различных опорах и т.д.

 

Какие узлы используют для связывания веревок разного диаметра? Учебной программой для связывания веревок разного диаметра рекомендован брам-шкотовый узел. Узел легко вяжется, но при этом склонен к развязыванию под грузом даже с подстраховывающими его контрольными узлами (которые обязательны!).

В туристской практике для выполнения ответственной работы с веревкой (связанной, например, с транспортировкой груза) брам-шкотовый узел используется редко. В соревновательной практике рекомендуют, для повышения надежности вязать брам-шкотовый узел на проводнике (рисунок). При этом узел проводника должен быть завязан на веревке большего диаметра.

Какие узлы используют для закрепления веревки на опоре? Закрепить веревку на опоре любого типа можно с помощью узлов проводника. При этом совместно с узлами проводника удобно использовать карабины. Веревка закрепляется либо прямым «защелкиванием» узла в карабин, висящий на крюке, веревочной петле, страховочной системе и т.д., либо она может быть закреплена с помощью т.н. карабинной удавки (рисунок).

Широко используемым узлом для закрепления веревки, который не требует карабина, является узел «булинь».

Узел булинь (рисунок) называют «королем узлов». Его главное преимущество - простота завязывания и развязывания после снятия нагрузки, компактность, прочность. Применяется для обвязывания веревки вокруг опоры (дерева, столба, камня и др.). Простой булинь требует обязательной фиксации контрольным узлом, так как он имеет тенденцию к распусканию. Во всех случаях булинь нужно затянуть.

 

Какие узлы используют в качестве схватывающих (фиксирующих) узлов? Схватывающие узлы играют весьма важную роль в организации самостраховки туристов на склонах при движении по вертикальным и наклонным перилам, а так же; для закрепления подвижных блоков на основной веревке в системе полиспаста (смотрите ниже).

Внимание! Схватывающие узлы вяжутся на основной веревке (10-12мм) только веревкой меньшего диаметра (5-8мм). Иначе фиксации узла на основной веревке под воздействием груза (воздействующей силы) не происходит! Принцип действия схватывающих узлов единый: без приложения к ним существенных усилий они не затягиваются и легко перемещаются по основной веревке; напротив, под действием груза, при динамической нагрузке (рывке) они немедленно затягиваются на веревке. Отметим, что во многих операциях с веревкой схватывающий узел может заменяться механическим зажимом.

В практике туризма используют целый ряд схватывающих узлов, например: узел Прусика (другие названия – прусик, простой симметричный схватывающий узел); австрийский схватывающий узел (другие названия – узел Маршара, прусик Клеймхейст), узел Бахмана. Узел Прусика (прусик) (предложен известным немецким альпинистом Карлом Прусиком в начале 20 века) легко вяжется петлей или одним концом веревки и свободно перемещается по основной веревке. Под грузом он затягивается (фиксируется на основной веревке). После снятия нагрузки легко приводится в исходное состояние (рисунок).

 

 

Рисунок – петля из репшнура и схватывающий узел Прусика как средство страховки на вертикальных перилах Участник, одетый в индивидуальную страховочную систему, привязывается схватывающим узлом к перилам. При срыве, узел затягивается и предотвращает падение туриста.

 

Австрийский схватывающий узел затягивается под грузом плотнее, чем узел Прусика и является, тем самым, более надежным (рисунок). Такой узел обычно применяется в системе полиспаста (смотри ниже) в спасательных работах, для натяжения веревок навесной переправы и пр. В этом случае он вяжется из двойной 6мм петли или из 8мм петли. При этом делается 4-6 оборотов петли вокруг веревки.

  

Какие узлы используют в качестве вспомогательных контрольных узлов? Контрольные узлы применяются для подстраховки от самопроизвольного развязывания основного узла (рисунок). Для этой цели часто применяется: «полуткацкий» узел (обычный контрольный узел) и половина завязанного узла грейпвайн («полугрейпвайн»).

Наименее надежным является обычный контрольный узел (хотя он применяется наиболее часто вследствие простоты вязки). Более надежным является «полугрейпвайн». Например, для закрепления основной веревки на индивидуальной страховочной системе туриста, используют узел восьмерку (вязка одним концом) с контрольным узлом «полугрейпвайн».

Из большого разнообразия приемов и средств, применяемых туристами для безопасного преодоления горных склонов, рассмотрим лишь приемы движения по веревочным перилам (подъем-траверс-спуск) с самостраховкой, т.е. индивидуальную технику передвижения и страховки.

Как выполняется самостраховка туриста в движении вверх по склону по вертикальным перилам? При движении по вертикальным перилам турист обеспечивает собственную страховку с помощью петли из репшнура, завязанной на перильной веревке одним из схватывающих узлов. В зависимости от качества перильной веревки (сухая или заледеневшая, какого диаметра и пр.) используют узел Прусика, узел Бахмана, французский схватывающий.

После того как турист закрепил себя на основной веревке петлей самостраховки, он идет вверх по склону (средней крутизны), одной рукой опираясь на веревку (ниже схватывающего узла), другой – проталкивая по перилам ослабленный схватывающий узел (рисунок). В случае рывка (при потере равновесия туристом) узел затягивается на перилах и предотвращает его падение.

 

Как выполняется самостраховка туриста в движении вниз по склону по вертикальным перилам? Для спуска по склону средней крутизны, требующего организации страховки, туристами используется техника спуска по перильной веревке спортивным способом. При этом перила, как и на подъеме, выполняют две функции – служат опорой для туриста и средством страховки.

Опора о перила при спуске спортивным способом создается за счет трения веревки, проходящей через руки и спину туриста (рисунок). При этом важно чтобы руки туриста были защищены рукавицами, во избежание повреждения кожного покрова (ожогов) от пропускаемой через руки веревки. Такой прием работы с веревкой позволяет контролировать скорость спуска по склону и повышает устойчивость спуска.

Опора о перильную веревку лишь снижает вероятность срыва и падения туриста, но не исключает ее полностью. Поэтому организация самостраховки при спуске обязательна! Способ организации самостраховки туриста в движении по вертикальным перилам мы уже рассмотрели выше (подключение туриста к перилам петлей самостраховки из репшнура и схватывающим узлом).

Важно, чтобы при спуске схватывающий узел не захватывался рукой (не был в кулаке). Иначе, он не затянется, оплавиться при быстром движении по веревке, и не остановит падения туриста.

 

Как выполняется самостраховка туриста при движении вдоль склона по перилам (на траверсе склона)? В движении туриста по горизонтальным перилам, расположенным вдоль склона, принцип организации самостраховки особенный. Глубина падения туриста подключенного усом самостраховки к горизонтальным перилам при срыве, ограничена длиной провисания перильной веревки под тяжестью сорвавшегося. Провешенную вдоль склона основную веревку длиной 10-15м и более, следует закреплять не только на ее концах, но и пропускать через карабины (или закреплять узлами) в ряду промежуточных точек (т.н. промежуточные точки закрепления горизонтальных перил). В ином случае глубина падения туриста при срыве будет значительной (травмы при падении!) и на точки закрепления веревки придется рывок такой силы, которую они могут не выдержать.

Участки перил (например, до 5-10м), между карабинами отдельных точек закрепления будем обозначать, как отдельные «ветви перил».

К горизонтальным перилам турист подключается с помощью уса самостраховки (рисунок). Он двигается вдоль склона, пристегнутый к перильной веревке скользящим по ней карабином (идет на своеобразном «поводке»). При переходе с одной ветви перил на другую туристу важно ни на мгновение не потерять страховку и быть постоянно подключенным к веревке. Для этого во время движения по горизонтальным перилам обычно используют два уса самостраховки. В точке перехода с одной ветви перил на другую вначале свободный ус самостраховки подключают к последующей ветви и лишь затем, отключаются от предыдущей ветви.

 В чем заключается технический прием «самозадержание» на горном склоне? Самостраховку в движении без применения перильной веревки туристы применяют на снежных, травянистых и ледовых склонах, в том случае, когда падение при срыве можно эффективно предотвратить или остановить без использования основной веревки, и сам склон относительно безопасен (без выступающих камней, не оканчивается глубокими трещинами и пр.).

Понятие «самостраховка в движении» включают в себя комплекс надежных (предотвращающих срыв) приемов передвижения по разным формам рельефа и приемов самозадержания при срыве, которые выполняются с помощью специального снаряжения: ледоруба, альпенштока, лыжных палок и т.д. (рисунок).

При падении турист занимает положение «лицом к склону» и останавливает падение клювом ледоруба, («давит» на ледоруб всей тяжестью тела, максимально увеличивая силу трения)

 

Оформить заказ оригинальной работы

Поля со знаком (*) обязательны для заполнения.
Имя (*)
Заполните корректно поле
Страна (*)
Заполните корректно поле
Город (*)
Заполните корректно поле
Телефон
Неверный Ввод
E-mail (*)
Некорректный адрес
Сообщение
Неверный Ввод
Когда с Вами лучше связаться? (*)
Введите дату
Отправить заказ