background:#336699;

index

 

5. Методика обучения прыжку с шестом

 

Обучение технике прыжка с шестом традиционно считается сложным, так как освоению подлежит сложное по координации двигательное действие, содержащее множество операций. Разучивая технику прыжка необходимо, соблюдая методические принципы обучения, осваивать множество подводящих и специальных упражнений. Однако в практике обучения случается, что освоение ряда подводящих, специальных упражнений определенной фазы прыжка не позволяет выполнить эту фазу в условиях части или целого прыжка. Причиной этому служит сложная согласованность, взаимообусловленность, взаимосвязь элементов или фаз прыжка. Прыжок с шестом – единое двигательное действие, а разучиваемые элементы и фазы – части единого двигательного действия и их интеграция – одна из важных задач обучения. Поэтому при первой возможности необходимо совместно выполнять разучиваемые движения (фазы прыжка).

Первоначально обучению подлежит техника прыжка на прямом шесте, а впоследствии – техника прыжка с эластичным шестом. Предлагается начинать обучение технике прыжка с освоения виса на прямом шесте с последующим присоединением (к освоенным движениям) последующих фаз прыжка («взмах», «разгибание с поворотом», «отжимание», «переход через планку», «приземление»), а также одновременно разучивать первую часть прыжка («разбег», «отталкивание») (см. приложение А). Освоение и интеграция отдельных фаз прыжка при этом подходе происходит параллельно: разучиваются движения (фазы) первой части прыжка: разбега, опускания, выноса и постановки шеста в упор, отталкивания и второй – виса-замаха, разгибания туловища, перехода через планку и приземления. Необходимая для начального обучения дифференциация средств обучения в конечном итоге закономерно перерастает в интеграцию движений в единое двигательное действие. В дополнение к средствам обучения прыжку с шестом предлагается использовать в процессе обучения комплекс тренажерных устройств оснащенных средствами срочной информации. Рекомендации по использованию комплекса тренажеров представлены в приложениях Б, В, Г.

Успех начального обучения прыжку с шестом во многом определяет предварительная физическая подготовленность, уровень двигательной координации, психологические качества начинающих прыгунов. Минимальные требования к физической подготовленности: в висе на гимнастической перекладине поднимание ног к местам захвата не менее 5–7 раз; пробегание 40 м. с ходу за 4,7–4,9 сек., прыжок в длину с разбега – 3,90–4,10 м., тройной прыжок в длину с места – 5,70–5,90, выпрыгивание вверх толчком двух ног – 0,35–0,4 м.

 

5.1 Обучение технике прыжка на прямом шесте

 

Задача 1. Создать представление о технике прыжка с шестом. Средства. 1. Рассказ о технике прыжка. 2. Демонстрация иллюстраций и кинограмм прыжка, наглядных пособий. 3. Показ видеоматериалов выполнения прыжка. Методические указания. Представление о прыжке нецелесообразно создавать на основе точных количественных данных параметров прыжка или рассказом о деталях или особенностях выполнения прыжка. Достаточно представить начинающим прыгунам основные закономерности техники прыжка без учета индивидуальных особенностей его выполнения.

Задача 2. Обучить вису и отталкиванию на прямом шесте, переходу от отталкивания к вису. Средства. Выполнение различных динамических положений виса на канате и шесте. 1. Взяться за канат выпрямленной правой рукой, а левой – на 30–40 см. ниже. Продвинувшись вперед грудью и тазом, перейти в положение виса: маховая нога согнута в колене под прямым углом, толчковая – прямая отведена назад, верхняя по захвату рука выпрямлена, нижняя – согнута в локте и направлена вперед-всторону. 2. То же, отталкиваясь с возвышения и с использованием шеста установленного в ящик для упора.

 3. Принять исходное положение прыгуна в момент отталкивания: руки вверху захватывают шест, толчковая нога на опоре, маховая – согнута в колене.

4. Принять конечное положение прыгуна в момент отталкивания: толчковая нога на носке, верхняя рука выпрямлена и чуть отведена назад, нижняя – согнута в локте. 5. Имитация отталкивания, стоя на месте.

6. Переход из начального исходного положения в конечное положение при отталкивании. 7. С одного шага оттолкнуться и перейти в вис на шесте (используется в этом упражнении и в дальнейшем тренажерное устройство № 1. То же с предварительного разбега (2–3 шага разбега): верхняя по захвату рука скользит по шесту и направлена вперед-вверх, нижняя – у груди свободна. Ученик делает 2–3 шага и повисает на шесте. Приземляется на согнутые ноги, руки выпрямлены спереди. 9. То же, с высвобождением сначала вертикальной, а затем сагиттальной степеней свободы движений шеста тренажера № 1 А. Методические указания. При принятии исходного положения прыгуна в момент отталкивания толчковая нога ставится на опору всей поверхностью стопы. Верхняя по захвату рука выпрямлена. Осанка ровная и без существенных прогибов. Толчковая нога чуть согнута в колене. В конечном положении прыгуна в момент отталкивания прогиб туловища – в грудном отделе позвоночника. Тренер осуществляет непосредственную физическую помощь в принятии исходного положения учеником. Толчковая нога выпрямлена и опирается на носок стопы, маховая – сильно согнута в коленном суставе и выдвинута вперед. При имитации перехода из начального положения (при отталкивании) – в конечное, необходимо следить за тем, чтобы ученик ставил ногу на опору упруго на всю стопу. Движения при этом осуществлять с небольшой скоростью и амплитудой, и увеличивать их по мере освоения упражнения. Маховая нога к завершению момента отталкивания направлена коленом вперед и сильно согнута, толчковая – выпрямлена и отведена назад-вниз. В момент отталкивания маховую ногу не опускать и удерживать в согнутом положении. При выполнении перехода от отталкивания – к вису на шесте тренажера, движения шеста (первоначально) ограничить в вертикальной и сагиттальной плоскостях движения. Движения рук и ног должны быть согласованны. Обратить внимание на активное разведение ног. Верхняя по захвату рука не сгибается на протяжении выполнения всего упражнения. Разбег осуществлять с ходьбы, а затем – увеличить скорость и амплитуду движений и высвободить вертикальную и сагиттальную степени свободы движения шеста по мере овладения динамическим равновесием на подвижной опоре без существенных ошибок исполнения.

Задача 3. Обучить взмаху на прямом шесте. Средства.

1. Различные размахивания с использованием гимнастической перекладины, брусьев, каната. 2. В висе на тренажере № 2, толчковая нога отведена назад-вниз, правая – согнута в колене (положение фазы «вис-замах»). Медленно перейти в конечное положение взмаха на шесте. 3. То же, выполняя постепенно и увеличивая скорость взмаха, амплитуду движений. 4. То же, выполняя взмах в соревновательном режиме. 5. В положении шест над головой разбежаться (4–6 шагов разбега), оттолкнуться и перейти в вис на шесте, взмахнуть ногами и – приземлиться (отводя плечи назад-вниз выпрямленными руками) на выпрямленное туловище. Методические указания. При работе на тренажере № 2 (вертикальная пружина устройства заблокирована) тренер осуществляет непосредственную физическую помощь и направляет движения ученика, удерживая его плечо одной рукой, другой – помогая движению таза. Движение плеч назад и сгибания в коленных и тазобедренных суставах должно быть согласованно во времени. Постепенно, по мере успешности обучения, тренер дает ученику возможность выполнить маховое движение без его помощи. Ученик осваивает движения взмаха, используя данные горизонтальной составляющей усилий производимых на тренажере № 2, и корректирует (на основании рассогласований с эталонной моделью усилий) свои движения.

Задача 4. Обучить бегу, несению, выносу и постановке шеста в упор. Средства. 1. Принять исходное положение перед разбегом: руки удерживают шест вертикально, верхняя по захвату рука – у таза, нижняя – на уровне груди, ноги в шаге расставлены на расстояние ширины плеч. 2. То же в ходьбе и медленном беге до 30–40 метров. 3. Имитация выноса и постановки шеста в упор, стоя на месте без шеста, а затем – с шестом (используется тренажер). 4. То же в ходьбе и медленном беге. 5. То же, с постановкой шеста в ящик для упора шеста с двух шагов разбега. 6. Выполнение разбега с равномерным опусканием нижнего конца шеста и с постановкой его в упор на место установленного ориентира. 7. То же, но с постановкой шеста в упор в ящик с 4, а затем – с 6 шагов разбега. 8. Постановка шеста в упор с использованием разбегов различной длины. Методические указания. При обучении несению шеста и бегу с шестом необходимо добиться свободного его держания без лишних колебаний. Для этого возможно использование эластичного ограничителя движений. Бег по разбегу осуществляется с постепенным равноускоренным увеличением скорости бега к моменту отталкивания. Для освоения оптимальной длины бегового шага целесообразно выполнение разбега с использованием ориентиров, через которые пробегает прыгун. Вынос и постановка шеста в упор осуществляется по возможности без отклонений от прямолинейного его движения и ближе к туловищу и повторяется многократно.

Задача 5. Обучить заключительным фазам прыжка на прямом шесте (разгибанию, повороту, отжиманию, переходу через планку, приземлению) и выполнению прыжка в целом. Средства.

1. Из исходного положения фазы «разгибание» (при непосредственной физической помощи тренера) перейти в конечное положение этой фазы (используется гимнастическая перекладина, брусья, тренажер № 3.

2. То же, с переходом в упор на верхнюю по захвату на шесте тренажера № 3 руку.

3. То же, с последующим отжиманием в стойку.

4. То же, но постепенно увеличивая скорость выполнения движений и осуществляя движения без помощи тренера.

5. Из исходного положения взявшись за места захвата на закрепленном свободно на гимнастической перекладине шесте и стоя на толчковой ноге взмахнуть ногами, в момент кача шеста вперед – выполнить разгибание с поворотом на шесте.

6. То же, с преодолением планки (резинового шнура).

7. Из исходного положения присед, руки у плеч, качнуться назад и сделать кувырок с выходом в стойку на руках с последующим преодолением планки (резинового шнура).

8. Прыжок с шестом в длину: стоя за четыре беговых шага до места отталкивания разбежаться и прыгнуть, выполнив вис-замах, взмах и приземлиться на спину (используется измерительное тренажерное устройство).

9. То же, выполняя дополнительно разгибание с подтягиванием вдоль шеста.

10. Выполнение упражнения 9 со среднего и полного разбега.

Методические указания. При работе на тренажере № 3 движения выполнять с невысокой скоростью и при первых попытках – с ограничением контроля движений зрением. Тренер удерживает ученика одной рукой за голеностопы ног, другой – за плечо. Движения перехода в упор должны выполняться без рывков, слитно и как можно ближе к шесту тренажера или его тросу. Тренер направляет движение ног ученика вверх. Осанка в конечном положении отжимания – без прогиба туловища вперед или назад в отделах позвоночника. При этом коррекция движений должна быть направлена на увеличение показателей усилий проявляемых на тренажере и их «плавного» развития. При первых попытках использования измерительного тренажерного устройства необходимо, чтобы сигнал секундомера включился в момент окончания фазы «вис-замах» – начала фазы «взмах». По отношению к этому сигналу ученик (сделав коррекцию) в следующей попытке должен уточнить свои временные представления о длительности изучаемых движений (упражнение 8). В дальнейшем – сигнал измерительного устройства включается через 0,5–0,6 секунды (окончание фазы «взмах» – начало фазы «разгибание»). Ученик должен запомнить интервал времени между началом опорной части прыжка (отталкивание) и моментом срабатывания устройства (звуковой сигнал) и осуществить (по мере необходимости) коррекцию начала фазы «разгибание» и окончания фазы «взмах» в следующей попытке. При выполнении упражнения 10 ученик должен организовать свои движения в момент окончания виса-замаха и начала взмаха на шесте по отношению к сигналу измерительного устройства. Сигнал при этом включается при прохождении шестом установленного в определенном положении контакта. Выполнив попытку, ученик знакомится с показаниями устройства прохождения шестом двух отрезков углового расстояния, которые «прошел» шест. На основании анализа данных времени прохождения шестом отрезков прыгун вносит необходимые коррективы в свои движения при выполнении следующей попытки.

 

5.2 Обучение технике прыжка на эластичном шесте

 

Задача 1. Обучить вису-замаху и длинному маху на эластичном шесте и переходу от отталкивания к вису. Средства. 1. Стоя за 2–3 шага до места отталкивания, правая рука вверху удерживает шест, левая – у груди, сделать 2–3 шага, стать на место отталкивания (нижняя по захвату рука захватывает в этот момент снаряд) и согнуть шест тренажера № 1 Б . 2. То же, но пробегая 2–3 шага разбега приняв положение виса-замаха с приземлением на мат, а затем – на место отталкивания. 3. То же, доставая толчковой ногой основание (блок шарниров) тренажера или установленный на шесте ориентир и выполнить элемент движения «длинный мах». 4. То же, увеличив жесткость пружин тренажера, скорость разбега. По мере правильного выполнения движений виса-замаха и длинного маха высвобождается сагиттальная степень свободы движения шеста тренажерного устройства. Методические указания. Верхняя по захвату рука выпрямлена и постепенно отводится назад, нижняя – прямая, ставится вперед-вверх и осуществляет давление на шест. Прогиб туловища при этом – в грудном отделе позвоночника, таз спортсмена находится на одной линии с плечами и толчковой выпрямленной ногой. Ограничены при этом вертикальная и сагиттальная степени свободы движения шеста в упражнении 1, пружины тренажера ослаблены, тренер подталкивает спортсмена в спину на уровне груди. Первые попытки следует осуществлять при непосредственной физической помощи тренера. Основное внимание обращать на положение туловища при висе, осанку. Обозначить место отталкивания. При выполнении упражнения 2 высвобождается вертикальная степень свободы движения шеста. Обратить внимание на активное разведение ног при отталкивании. Маховая нога к концу отталкивания направлена коленом вперед и сильно согнута. В момент отталкивания маховую ногу не опускать и удерживать в согнутом положении до окончания фазы «вис-замах». Доставая толчковой ногой основание тренажера (метку) в упражнении 3, ученик должен выполнить своеобразный мах всем туловищем. При этом следует выполнить задание (достать толчковой ногой метку) в таком положении, когда суставы его кистей, плеч, таза и голени окажутся на одной линии. В упражнении 4 – следить за принятой динамической осанкой при висе-замахе и длинном махе. Целесообразно использование метода динамографии при определении характера изменений вертикальной составляющей усилий при сгибании шеста-тренажера.

Задача 2. Обучить взмаху на эластичном шесте. Средства.

1. Из исходного положения «вис-замах на шесте» (туловище прогнуто вперед в грудном отделе позвоночника, толчковая нога отведена назад-вниз, маховая – согнута в колене) быстрым движением взмаха ногами и отведения плеч назад-вниз перейти в конечное положение взмаха используя тренажер № 2.

2. То же, увеличивая амплитуду движений взмаха и его скорость до значений соревновательного упражнения (исходя из данных времени выполнения взмаха).

3. То же, с использованием более жестких вертикальных пружин и более мягких горизонтальных.

4. Из предварительных размахиваний на подпружиненной опоре выполнить взмах с использованием тренажеров «шест-амортизатор», «кольца-амортизатор», «1/3 шеста амортизатор», «канат-амортизатор».

5. Выполнение взмаха до положения группировки на эластичном шесте в стандартных условиях выполнения с 4–6 шагов разбега используя относительно «мягкие» шесты.

Методические указания. С первых попыток выполнения упражнений на тренажере № 2 можно использовать метод динамографии (регистрация и сравнение с эталоном значений горизонтальной и вертикальной составляющей усилий, производимых учеником на тренажере). При этом движения выполняются «не в полную силу». Для выполнения движений взмаха с максимальной скоростью и амплитудой в упражнении 2 необходимо достичь достаточно правильного выполнения предыдущего упражнения 1. При этом возможно выполнение упражнения 1 с проводкой по движению: тренер направляет движения ученика, удерживая одной рукой плечо, а другой – его ноги. Метод динамографии в упражнении 2 позволяет выявить резервы в выполнении упражнения для более эффективного воздействия на шест. Структура движений в связи с усложнением условий выполнения упражнения 3 не должна нарушаться. Если происходят подобные изменения – целесообразно использовать только упражнение 2. Ошибки при выполнении взмаха согнутой маховой ногой целесообразно корректировать, используя эластичный ограничитель движений. Одним своим концом ограничитель фиксируется к бедру ноги, а другим – к голени. При выполнении взмаха в стандартных условиях следует обращать внимание на положение следующих частей тела спортсмена. На достаточное и своевременное отведение плеч спортсмена назад-вниз, на выпрямление нижней по захвату руки в момент взмаха, на высокое положение таза (у шеста) в момент окончания взмаха.

Задача 3. Обучить заключительным фазам прыжка на эластичном шесте: разгибанию, повороту, отжиманию. Средства. 1. Из исходного положения «лежа на подвижной тележке инерционного тренажерного устройства» спортсмен выполняет фазы опорной части прыжка: «подтягивание», «поворот» и «отжимание».

2. Из исходного положения присед, руки у плеч, качнуться назад и сделать кувырок с выходом в стойку на руках и последующим преодолением планки (резинового шнура) с использованием специально оборудованной подвижной доски «катапульта».

3. Используя тренажер спортсмен раскачивает его рычаг. В фазе максимального накопления энергии маятника тренажера прыгун делает оборот назад с выходом в стойку на руках и, используя ритм смены фаз, – производит отталкивание с последующим преодолением планки.

4 . Выполнение разгибания тела при помощи тренажера на основе эластичных тяг .

5. Из предварительных размахиваний на подпружиненной опоре выполненить взмах в положение группировки и выполнить разгибание туловища вверх (используются тренажеры «шест-амортизатор», «кольца-амортизатор», «1/3 шеста амортизатор», «канат-амортизатор».

6. То же, с добавлением к движениям предыдущего упражнения движений поворота и отжимания.

7. То же, с преодолением планки (резинового шнура).

8. Выполнение разгибания вдоль эластичного шеста с последующим касанием стопами прыгуна подвешенного высоко ориентира в стандартных условиях выполнения с 4–6 шагов разбега и используя относительно «мягкие» шесты.

9. Выполнение заключительных движений прыжка (разгибание, поворот, отжимание) в стандартных условиях выполнения без установки планки с 4–6 шагов разбега и используя относительно «мягкие» эластичные шесты.

Методические указания. В упражнениях с использованием тренажеров (сконструированных на основе подпружиненной опоры) необходимо точное согласование моментов начала движения вверх подпружиненной опоры с движениями разгибания тела спортсмена. При разгибании таз спортсмена должен подняться до уровня кисти верхней по захвату руки и находиться по возможности ближе к шесту или вертикальной проекции. Разгибание не должно начинаться раньше разгибания шеста (сокращения пружин тренажера). Разгибание начинается с разгибания ног в коленях. Последующее подтягивание выполняется, начиная с движения сгибания верхней на шесте руки в локтевом суставе, и заканчивая моментом, когда точка захвата находится в одной горизонтальной плоскости с точкой плечевого сустава. Поворот на шесте выполняется после подтягивания, когда верхняя по захвату рука согнута в локтевом суставе под прямым углом и близко к местам захвата за шест. Поворот начинается с вращательного движения бедрами тазом. Ноги спортсмена при этом должны быть сомкнуты и выпрямлены.

Задача 4. Обучить выполнению прыжка на эластичном шесте в целом.

Средства.

1. Выполнение опорной части прыжка с шестом без предварительного разбега с помощью относительно сложных тренажерных установок.

2. Выполнение целостного прыжка в стандартных условиях выполнения без установки планки с 4–6 шагов разбега и используя относительно «мягкие» эластичные шесты (используется измерительное тренажерное устройство.

3. То же, используя разбег различной длины с преодолением планки (резинового шнура) установливаемой на различных высотах.

Методические указания. Важным условием правильного выполнения целого прыжка на данном этапе обучения является согласованность движений и их своевременное выполнение. Измерительное устройство применяется с целью коррекции и совершенствования временных параметров ритма прыжка, когда воспроизводится (через установленный определенный промежуток времени) сигнал, по отношению к которому спортсмен организует свои движения. Эти сигналы измерительного устройства воспроизводятся последовательно и соответствуют проявляемым в прыжке акцентам усилий спортсмена (отталкивание – взмах, отталкивание – разгибание).

 

Оформить заказ оригинальной работы

Поля со знаком (*) обязательны для заполнения.
Имя (*)
Заполните корректно поле
Страна (*)
Заполните корректно поле
Город (*)
Заполните корректно поле
Телефон
Неверный Ввод
E-mail (*)
Некорректный адрес
Сообщение
Неверный Ввод
Когда с Вами лучше связаться? (*)
Введите дату
Отправить заказ